30.03.2021. Логичные последствия принятия закона, запрещающего высаживать из транспорта безбилетных детей
В начале марта был поспешно принят закон, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей в возрасте до 14 лет. И вот что из этого вышло…
Принимая этот закон, депутаты стремились защитить детей, их здоровье, ведь время от времени то в одном, то в другом городе России кондукторы высаживают безбилетников из автобусов прямо в мороз. Уже через пару недель в сети и сми появились сообщения о том, что подростки стали ездить в общественном транспорте бесплатно, кто открыто, а кто исподтишка пользуясь тем, что их всё равно не выгонят на улицу.
Здесь можно много говорить о воспитании современных детей, о моральных устоях родителей тех, кто стал ездить бесплатно. Но ЯрМалыш, ни в коем случае не желая оправдать использование «льготы» в противоправных целях, задумался: а так ли виноваты в этом сами подростки и их родители? Нет ли тут отчасти вины законодателей, которые не учли особенности подростковой психики, невольно подтолкнув детей на нарушения закона?
Мы задали этот вопрос ярославским детским психологам.
Анна Олеговна Исайчева, психолог детского центра развития речи «Улыбка».
Для подросткового возраста характерно стремление нарушить нормы, проверить границы дозволенного и противопоставить себя принятым социальным нормам. Поэтому, можно сказать, что данный законопроект провоцирует детей данного возраста на сознательный проезд без оплаты. Именно сознательный. Можно предположить, что даже при наличии средств они будут пытаться не заплатить, вступить в конфронтации с обществом в лице кондуктора и других пассажиров. Кроме этого, такое поведение (отказ от оплаты) может стать средством самоутверждения среди сверстников и/или способом проявления непослушания родителям, которые, скорее всего, выделяют для этого средства и прививают данную социальную норму.
Также, не стоит забывать, что подростки, не всегда умеют рационально распоряжаться финансами и, соответственно, могут потратить выделенные родителями средства на удовлетворение других своих потребностей, зная, что проехать они смогут бесплатно. В целом, в определенной мере, принятый законопроект может стимулировать в подростках безответственность и проявление агрессии к людям, призывающим их к выполнению своих обязательств.
Татьяна Долматова, нейропсихолог, центр «Вектор развития».
Как нейропсихолог и психофизиолог, хочу лишь прокомментировать нейрофизиологические особенности детей данной возрастной группы. Выводы делайте сами.
Мозг подростка – это период революции, когда низы (подкорка) уже не хотят регулировать поведение, а верхи (кора) еще не готовы взять управление. Поэтому пубертатный период – это время опасностей для взрослеющего человека. С одной стороны, он хочет показаться взрослым, а с другой стороны, способность к планированию и контролю еще не сформирована.
Кроме того, подросток не способен, как взрослый, оценить ситуацию и принять на основе такого анализа эффективное решение. Дело в том, что в мозге подростков нейронов много (серое вещество), а вот связей между ними, проводящих путей (белое вещество) недостаточно, поэтому поток информации не может эффективно передаваться от одной части мозга к другой.
Важнейшей частью, где происходит принятие решений на основе оценки ситуации, являются лобные доли, которые созревает последними, примерно к 18 годам. Если посмотреть статистику, мы увидим, что наиболее часто трагические ситуации и несчастные случаи происходят с 10 до 18 лет, то есть когда дети-подростки отправлены в «свободное плавание», но их лобные доли ещё не развиты.
С лобными отделами мозга связана так называемая проспективная память – способность удерживать в уме намерения выполнить что-либо в будущем (например, взять проездной билет). Этот вид памяти активно формируется до 6 лет, но становится эффективной только после 18-20 лет. В возрасте от 10 до 15 лет эти структуры мозга и связи между ними не успевают за остальным ростом и развитием подростка.
Что еще происходит? В 10 лет организмом начинают выделяться такие гормоны, как прогестерон, тестостерон, эстроген. Они особенно активны в отделах мозга, которые управляют эмоциями и влияют на настроение. Мозг еще не умеет «правильно» контролировать реакцию организма на эти новые вещества, отсюда у подростков могут резко возникать эмоциональные спады. И именно в этот период подростки испытывают мир, выясняют, что делает их счастливее, здоровее, умнее, адаптивнее и т.д. По этой причине в подростковом возрасте поведение бывает разрушительным.