24.12.2019. Школьники перегружены: почему и что делать?
Всероссийский опрос среди родителей показал, что порядка 46% учащихся школ перегружены уроками и домашними заданиями.
Заинтересовался этой темой Общероссийский Народный Фронт. Оказалось, что на сегодняшний день каждый третий ребёнок учится по субботам, а у 43% учеников от 13 лет ежедневно по 6-7 уроков. У пяти процентов и того больше – 8 и даже 9 уроков каждый день! При этом, чтобы не нарушать санитарные нормы, администрация школы не ставит последние занятия в расписание, но требует их обязательного посещения.
Санитарные нормы устанавливают следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:
- 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
- со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
- с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
- 7 класс — не более 7 уроков;
- с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.
После длинного учебного дня в школе у детей остаётся мало времени на отдых, потому что время выполнения домашних заданий также превышает нормы.
Объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
- во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
- в 4 — 5 классах — 2 ч.,
- в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
- в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
Согласно опросу, в среднем на выполнение домашнего задания у учеников начальных классов уходит 2 часа 8 минут. Тут надо понимать, что среднее число означает: одни дети делают «домашку» за час, другие – за три часа. При этом среди жалоб на слишком сложное домашнее задание можно найти информацию о том, как ученики начальной школы делают уроки по шесть часов в день, да ещё и вместе с родителями.
По мнению министра просвещения Ольги Васильевой, домашнее задание должно быть минимальным. Все необходимые знания ребёнок должен получать в школе. В то же время, у современных детей есть проблема с функциональной грамотностью (умением решать стандартные задачи), в том числе со способностью понимать текст. Это делает большой вклад в растягивание времени на выполнение домашнего задания.
Во время опроса родители делали свои предложения по снижению нагрузки на детей. Среди них: сокращение тем для самостоятельного изучения, уменьшение количества проверочных работ, отказ от некоторых разделов школьной программы, усовершенствование методики преподавания и конечно, уменьшение объёма домашних заданий.
«Российская газета» публиковала:
Ошибки родителей, которые приводят к перегрузке ребёнка
(по мнению главного педиатра департамента здравоохранения Москвы профессора Исмаила Османова)
- Избыточная помощь с домашними заданиями или постоянный контроль.
Помощь нужна только когда ребёнок просит о ней. Задача сделать уроки не должна стоять выше всего остального (особенно времени для сна). Позволяйте ребёнку самому решать, насколько качественно выполнять задания. Это его выбор. - Требование от ребенка только отличных оценок.
Родители забывают о том, что ребёнку должно быть, в первую очередь, интересно учиться. А ещё ему нужно оставлять достаточно времени на себя и свои увлечения. - Слишком много секций и кружков.
Это не только усиливает утомляемость, но и снижает эффективность занятий – как в школе, так и в допобразовании. А ведь учёба в школе – основное занятие ребёнка, и ему ничто не должно мешать. Оставьте один-два кружка, самых любимых ребёнком. И снова: это должен быть его собственный выбор.
Дайте ребёнку почитать советы, которые помогут научиться делать домашнюю работу быстрее и правильнее.