• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (852) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Татьяна:

      Подскажите пожалуйста,есть ли какие-то обязательные нормы как ребёнок должен приносить спортивную форму на урок физкультуры? У меня ребёнка не допускают третью неделю до урока,потому что у него трико и футболка одета под брюками и рубашкой. Пыталась поговорить,что сейчас на улице зима и он всегда одевает зимой под низ трико,так для чего ещё носить одни? Но мои разговоры учитель игнарирует и принципиально не допускает ребёнка на урок. Кто из нас прав? В законе есть конкретный запрет носить форму под одеждой? Или я могу куда-то пожаловаться?

      • Сергей:

        Выучите волшебное заклинание: «Представьте мне нормативно-правовой акт в подтверждение Ваших слов!», и применяйте его почаще.

    2. анастасия:

      Здравствуйте!у нас в школе в туалетах нету ни мыла,ни бумаги,ни полотенец.горячая вода отсутствует.некоторые краны вообще не работают.в раздевалках есть душевые и туалет,но двери закрыты на замок.на территории школы точнее на футбольном поле большие ямы и бутылки бьют.очень много нарушений.куда обращаться.?

    3. Салим:

      Добрый вечер, подскажите сколько должно быть в школе мусорных ведер на этаже? Есть ли какие-то нормы?

    4. Татьяна:

      Здравствуйте. Моя дочь учится во 2 классе. Сегодня сюрпризом их вывозили на кладбище положить цветочки…Скажите, имеют ли они право, вывозить детей за пределы школы без разрешения родителей?

      • Этот вопрос регулируется не санитарными нормами, которые касаются только безопасности нахождения детей в школе и их обучения. Есть определённые документы, регламентирующие правила перевозки детей. Если я правильно понимаю, они шли не пешком. Согласно этим правилам, родители дают не просто согласие на то, чтобы ребёнок покинул пределы школы, но и временно передают ответственность за своего ребёнка на сопровождающего. Да и ГИБДД должна быть уведомлена о том, когда и по какому маршруту поедет группа детей. Так что организовать такую поездку неожиданно и без предупреждения детей — нарушение правил перевозки.

    5. Надежда:

      Скажите запрещено ли вешать шторы на окна? Спасибо

      • Наоборот, они нужны.

        7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
        Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
        В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

    6. Елена:

      Добрый день. У меня внук в этом году идет в первый класс. И 27.08.18 года на собрании в школе было сюрпризом, что классы находятся на четвертом этаже.
      Как такое может быть? А техника безопасности где? А куда смотрят пожарники? Т.е. когда случится беда(как в «Зимней вишни») тогда и решать проблему будем, или откупимся как всегда? Кто решает такие вопросы?

      • Елена, варианты, куда отправлять жалобу, ЯрМалыш перечислил здесь . Но для начала рекомендуем поговорить с директором. Обычно, если достаточно настойчиво требовать соблюдения норм и правил, вопрос решается на этом уровне.

    7. Анна:

      Здравствуйте! У нас начальный блок школы в прошлом году перевели на 5-дн. неделю обучения. Проучились год и администрация школы настаивает вернуть обратно на 6-дневку. Объясняют это тем, что при проведении тестов и контрольных дети ухудшили свои результаты. Нормативы часов по всем предметам не нарушены. Правомерны ли их действия сейчас?

      • Здравствуйте!
        Действия администрации абсолютно правомерны, так как решение о пяти- или шестидневке принимается именно на уровне школы. Если это взвешенное решение, то, возможно, стоит к нему прислушаться.
        С другой стороны, если большинство родителей против возврата к шестидневке, можно написать обращение к директору от имени этих родителей. Попросите общешкольного родительского собрания для обсуждения этой темы или хотя бы собрания родительских комитетов классов.

      • Сергей:

        Приветствую. Вопрос о 5-ти- 6-ти дневке также находится в ведении Управляющего Совета школы, где по регламенту должно быть 50% родителей. Возьмите в школе Положение об Управляющем совете. Средняя школа это не частная контора, где директор царь и бог.

    8. Валерия:

      Здравствуйте я хочу поинтересоваться должны ли учащиеся в 5-11 классах мыть полы в холле???

      • Учащиеся вообще не должны мыть полы. Они могут это делать, если не возражают сами и не возражают их родители.

    9. Дарья:

      Здравствуйте! У нас в классе постоянно болеют дети, есть ли какие-то нормы по СанПину не допускать простывших детей к занятиям?

    10. Олеся:

      Здравствуйте! У нас в 1 классе карантин по ветрянке. При всем при том, что дети входят в школу и класс пользуясь общими холлом и коридором, ходят в одну столовую, у них нет физкультуры. Доводы: карантин, не положено пользоваться одним спортивным залом. Целесообразно ли это и правомерно?

      • Эти вопросы правильно было бы задать специалистам Роспотребнадзора. Они не относятся к санитарным нормам для школ.

    11. Геннадий:

      Здравствуйте, рядом со школой строят строительный супермаркет, правомерно ли это?

    12. Екатерина:

      Подскажите. Кем и сколько раз в день должна осуществляться влажная уборка у первоклашек в классе. Входит ли это в обязаности уборщиц или родители должны приходить мыть

      • Реализация всех требований СанПиН, в том числе и уборки, — задача исключительно школы, её администрации. Родители не должны привлекаться к решению этих вопросов.

        12.3. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

        • Сергей:

          Очень смешно. Особенно вот это «протирать подоконники и радиаторы от пыли»

          • Нет, Сергей, если администрация не соблюдает СанПиН — это не просто не смешно, за это должна последовать административная ответственность. А пока её нет, безответственные люди будут работать спустя рукава и посмеиваться над «глупыми правилами». Вместе с вами.

    13. Наталья:

      Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, законно ли? Соседнюю школу закрывают на ремонт, и всю начальную школу переводят в нашу. Наши дети, будущие четвероклассники будут учится во вторую смену, хотя все три года учились в первую. Что нам делать? Помогите !!!

      • Обучение четвероклассников во вторую смену не запрещено. Выбор смены для классов осуществляет директор. Общешкольный родительский комитет может дать директору свои рекомендации. Директор не обязан выполнять их, но может и прислушаться. Работайте с родительским комитетом, общайтесь с директором, ищите удобный для всех альтернативный вариант.

    14. дмитрий:

      спортивная площадка или стадион на территории школы как то регламентируются более подробно ? в частности размеры и территория стадиона . территория для прогулок детей в группе продленного дня и летнем пришкольном лагере? должна быть спорт площадка или именно стадион с футбольным полем и беговыми дорожками?

    15. Алевтина:

      Добрый день! Хотим на классные стулья (3 класс) сшить тканевые чехлы…подскажите, пожалуйста, допустимо по санпину?

    16. Марианна:

      Здравствуйте! Нашу школу хотят закрыть на ремонт, а наших детей разделить на разные школы. Предлагают учить детей с 1по 4 классы с 14:00 по18:00.Возможно ли этому помешать, если школа не находится в аварийном состоянии,и если родители против перевозки детей в другие школы для обучения их же (начальные классы) во вторую смену?

      • Повлиять на решение закрыть вашу школу вы можете только как представитель общественности — объединившись с другими родителями и активно ведя борьбу против закрытия. Хотя действительно ли это нужно? Действительно ли более правильным будет дождаться, когда состояние школы будет признано аварийным и только тогда приступать к ремонту?

        Что касается обучения всей начальной школы во второй половине дня, то это противоречит санитарным нормам.

        10.10. (редакция 24.11.2015) Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
        — учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену…

        То есть как минимум для первоклассников обучение должно быть организовано в утреннее время.

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.


    Медиа-академия для детей в Ярославле