Детский клуб Умняша, Ярославль


НОВОСТИ



Основные положения СанПиН для школ

Информация устарела! Действующий СанПиН смотрите по ссылке.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

 

Территория школы

 

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

 

Здание школы, помещения и их оборудование

 

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

 

 

Начальные классы

 

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

 

 

Старшие классы

 

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

 

Группа продлённого дня

 

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

 

Образовательный процесс

 

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

 

 

Ученики

 

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

 

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

Комментариев (907) к «Основные положения СанПиН для школ»

  1. Татьяна:

    Подскажите пожалуйста,есть ли какие-то обязательные нормы как ребёнок должен приносить спортивную форму на урок физкультуры? У меня ребёнка не допускают третью неделю до урока,потому что у него трико и футболка одета под брюками и рубашкой. Пыталась поговорить,что сейчас на улице зима и он всегда одевает зимой под низ трико,так для чего ещё носить одни? Но мои разговоры учитель игнарирует и принципиально не допускает ребёнка на урок. Кто из нас прав? В законе есть конкретный запрет носить форму под одеждой? Или я могу куда-то пожаловаться?

    • Сергей:

      Выучите волшебное заклинание: «Представьте мне нормативно-правовой акт в подтверждение Ваших слов!», и применяйте его почаще.

  2. анастасия:

    Здравствуйте!у нас в школе в туалетах нету ни мыла,ни бумаги,ни полотенец.горячая вода отсутствует.некоторые краны вообще не работают.в раздевалках есть душевые и туалет,но двери закрыты на замок.на территории школы точнее на футбольном поле большие ямы и бутылки бьют.очень много нарушений.куда обращаться.?

  3. Салим:

    Добрый вечер, подскажите сколько должно быть в школе мусорных ведер на этаже? Есть ли какие-то нормы?

  4. Татьяна:

    Здравствуйте. Моя дочь учится во 2 классе. Сегодня сюрпризом их вывозили на кладбище положить цветочки…Скажите, имеют ли они право, вывозить детей за пределы школы без разрешения родителей?

    • Этот вопрос регулируется не санитарными нормами, которые касаются только безопасности нахождения детей в школе и их обучения. Есть определённые документы, регламентирующие правила перевозки детей. Если я правильно понимаю, они шли не пешком. Согласно этим правилам, родители дают не просто согласие на то, чтобы ребёнок покинул пределы школы, но и временно передают ответственность за своего ребёнка на сопровождающего. Да и ГИБДД должна быть уведомлена о том, когда и по какому маршруту поедет группа детей. Так что организовать такую поездку неожиданно и без предупреждения детей — нарушение правил перевозки.

  5. Надежда:

    Скажите запрещено ли вешать шторы на окна? Спасибо

    • Наоборот, они нужны.

      7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
      Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
      В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

  6. Елена:

    Добрый день. У меня внук в этом году идет в первый класс. И 27.08.18 года на собрании в школе было сюрпризом, что классы находятся на четвертом этаже.
    Как такое может быть? А техника безопасности где? А куда смотрят пожарники? Т.е. когда случится беда(как в «Зимней вишни») тогда и решать проблему будем, или откупимся как всегда? Кто решает такие вопросы?

    • Елена, варианты, куда отправлять жалобу, ЯрМалыш перечислил здесь . Но для начала рекомендуем поговорить с директором. Обычно, если достаточно настойчиво требовать соблюдения норм и правил, вопрос решается на этом уровне.

  7. Анна:

    Здравствуйте! У нас начальный блок школы в прошлом году перевели на 5-дн. неделю обучения. Проучились год и администрация школы настаивает вернуть обратно на 6-дневку. Объясняют это тем, что при проведении тестов и контрольных дети ухудшили свои результаты. Нормативы часов по всем предметам не нарушены. Правомерны ли их действия сейчас?

    • Здравствуйте!
      Действия администрации абсолютно правомерны, так как решение о пяти- или шестидневке принимается именно на уровне школы. Если это взвешенное решение, то, возможно, стоит к нему прислушаться.
      С другой стороны, если большинство родителей против возврата к шестидневке, можно написать обращение к директору от имени этих родителей. Попросите общешкольного родительского собрания для обсуждения этой темы или хотя бы собрания родительских комитетов классов.

    • Сергей:

      Приветствую. Вопрос о 5-ти- 6-ти дневке также находится в ведении Управляющего Совета школы, где по регламенту должно быть 50% родителей. Возьмите в школе Положение об Управляющем совете. Средняя школа это не частная контора, где директор царь и бог.

    • Сергей:

      Здравствуйте. В каждой школе есть Управляющий совет.По крайней мере должен быть. Причём директор не может быть председателем этого совета. В составе должно быть не менее 50% родителей плюс несколько учеников старших классов. Поэтому если родители и ученики(участники Совета) проголосуют за 5-ти дневку, то директор подчинится. Потребуйте у директора дать вам Положение об управляющем совете. Это положение по объёму раз в пять больше Устава школы.

  8. Валерия:

    Здравствуйте я хочу поинтересоваться должны ли учащиеся в 5-11 классах мыть полы в холле???

    • Учащиеся вообще не должны мыть полы. Они могут это делать, если не возражают сами и не возражают их родители.

  9. Дарья:

    Здравствуйте! У нас в классе постоянно болеют дети, есть ли какие-то нормы по СанПину не допускать простывших детей к занятиям?

  10. Олеся:

    Здравствуйте! У нас в 1 классе карантин по ветрянке. При всем при том, что дети входят в школу и класс пользуясь общими холлом и коридором, ходят в одну столовую, у них нет физкультуры. Доводы: карантин, не положено пользоваться одним спортивным залом. Целесообразно ли это и правомерно?

    • Эти вопросы правильно было бы задать специалистам Роспотребнадзора. Они не относятся к санитарным нормам для школ.

  11. Геннадий:

    Здравствуйте, рядом со школой строят строительный супермаркет, правомерно ли это?

    • Тут не санитарные нормы надо смотреть, а строительные.

  12. Екатерина:

    Подскажите. Кем и сколько раз в день должна осуществляться влажная уборка у первоклашек в классе. Входит ли это в обязаности уборщиц или родители должны приходить мыть

    • Реализация всех требований СанПиН, в том числе и уборки, — задача исключительно школы, её администрации. Родители не должны привлекаться к решению этих вопросов.

      12.3. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

      • Сергей:

        Очень смешно. Особенно вот это «протирать подоконники и радиаторы от пыли»

        • Нет, Сергей, если администрация не соблюдает СанПиН — это не просто не смешно, за это должна последовать административная ответственность. А пока её нет, безответственные люди будут работать спустя рукава и посмеиваться над «глупыми правилами». Вместе с вами.

  13. Наталья:

    Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, законно ли? Соседнюю школу закрывают на ремонт, и всю начальную школу переводят в нашу. Наши дети, будущие четвероклассники будут учится во вторую смену, хотя все три года учились в первую. Что нам делать? Помогите !!!

    • Обучение четвероклассников во вторую смену не запрещено. Выбор смены для классов осуществляет директор. Общешкольный родительский комитет может дать директору свои рекомендации. Директор не обязан выполнять их, но может и прислушаться. Работайте с родительским комитетом, общайтесь с директором, ищите удобный для всех альтернативный вариант.

  14. дмитрий:

    спортивная площадка или стадион на территории школы как то регламентируются более подробно ? в частности размеры и территория стадиона . территория для прогулок детей в группе продленного дня и летнем пришкольном лагере? должна быть спорт площадка или именно стадион с футбольным полем и беговыми дорожками?

  15. Алевтина:

    Добрый день! Хотим на классные стулья (3 класс) сшить тканевые чехлы…подскажите, пожалуйста, допустимо по санпину?

    • СанПиН этого не запрещает, а вот пожарные могут быть против. Это надо уточнять у них.

  16. Марианна:

    Здравствуйте! Нашу школу хотят закрыть на ремонт, а наших детей разделить на разные школы. Предлагают учить детей с 1по 4 классы с 14:00 по18:00.Возможно ли этому помешать, если школа не находится в аварийном состоянии,и если родители против перевозки детей в другие школы для обучения их же (начальные классы) во вторую смену?

    • Повлиять на решение закрыть вашу школу вы можете только как представитель общественности — объединившись с другими родителями и активно ведя борьбу против закрытия. Хотя действительно ли это нужно? Действительно ли более правильным будет дождаться, когда состояние школы будет признано аварийным и только тогда приступать к ремонту?

      Что касается обучения всей начальной школы во второй половине дня, то это противоречит санитарным нормам.

      10.10. (редакция 24.11.2015) Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
      — учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену…

      То есть как минимум для первоклассников обучение должно быть организовано в утреннее время.

  17. Мария:

    Здравствуйте. Я процитирую
    Ваш ответ пользователю по поводу кабинета: «Нет. У каждого класса начальной школы должен быть личный кабинет. И в нём — мебель, соответствующая росту каждого отдельного ребёнка. »
    Подскажите, пожалуйста, где об этом написано, чтобы этой информацией можно оперировать?
    Спасибо за ответ заранее

    • Мария, вот цитата из СанПиНа:

      4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

      Больше информации можете взять непосредственно из текста санитарных правил http://yarmalysh.ru/wp-content/uploads/2016/02/SanPiN_shkola_red_2015.doc Воспользуйтесь поиском по тексту.

  18. Яна:

    Добрый день, мой сын перешёл во 2 класс, учится будет во вторую смену, при этом первыми уроками идёт внеурочная деятельность, ребёнок будет на основные уроки приходить уже измотанным (у нас внеурочную проводят в других учреждениях города)Когда это были последние уроки на них хотя-бы можно было не ходить а тут ни в одну секцию не попадаешь ни отдыха, есть ли какая то возможность для переноса внеурочки на последние уроки?спасибо!

  19. Yans:

    Здраствуйте мы идем в 5 класс, сегодня узнали что мы учимся со второй смены, почему то три пятых класса учатся с первой смены и три пятых класса учатся со второй смены, за то один 7 и 8 класс учится с первой смены. Попасть к деректору не получается на разьеснение. Хотелось бы узнать законо ли это и можно ли в письменом виде обязать чтоб нас перевели в первую смену?

    • Согласно требованиям СанПиНа, обучение в пятых классах должно проводиться только в первую смену.
      Цитата:

      10.4. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

      Можно не ждать разъяснений директора школы, а обратить внимание отдела образования, Роспотребнадзора и прокуратуры на явное нарушение законодательства.

    • Сергей г. Серпухов:

      А как же указ президента об отмене вторых смен вообще?

      • Сергей, указ не выполняется!
        Например, директор департамента образования мэрии города Ярославля недавно прямо сказала о том, что в ближайшем будущем в городе ещё больше детей будет учиться во вторую смену:

        — В городе мало школ, — говорит директор департамента образования мэрии Елена Иванова. — Поэтому с каждым годом учеников второй смены будет только больше.

        Источник: https://progorod76.ru/news/36804

  20. Полина:

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, возможно ли обучение детей второго класса на одном этаже и в соседнем кабинете с шестиклассниками?

    • Здравствуйте!
      Если класс учеников второго класса расположен не выше третьего этажа, то нарушений нет.
      Соседство имеет значение только в недавно построенных или реконструированных зданиях школ — там классы начальной школы должны быть выделены в блоки, то есть отделены от средней школы. Если у вас старое здание школы, то второклассники могут обучаться с шестиклассниками.

  21. Наталья:

    Здравствуйте, законно ли ставить 4 класс во вторую смену, ведь в этом году у детей экзамены. И тем более в 3 классе мы уже ходили во вторую смену, второй год подряд получается!

    • В 4 классе ещё нет экзаменов. Есть только итоговые контрольные. Также четвёртый класс не является выпускным, потому что все дети продолжают обучение, никто их школы не уходит, а всего лишь переходит на следующую ступень школьного образования.

      Существовавшее ранее правило чередования смен раз в год убрали из санитарных норм.

  22. Маргарита:

    Здравствуйте, размеры класса регламентируются СанПиНом для школ? 1 класс 27 человек, помещение 30 кв м

    • Здравствуйте! Да, размеры класса санитарными нормами устанавливаются:

      4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
      — не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
      — не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

      Более того, даже количество учеников, обучающихся в данном классе, должно определяться именно на основании имеющейся площади кабинета.

  23. Татьяна:

    Здравствуйте, мой ребенок учится в лицее и питается платно, можем ли мы отказаться от питания или это обязательно?

    • Питание в школе не обязательно, но желательно.
      Принуждение к получению платной услуги — нарушение Закона о защите прав потребителей.

  24. Наталья:

    Добрый день. У ребенка в 8 классе 2 смена в субботу с 15,00-18,00.
    Подскажите пожалуйста, каким нормативно-правовым документам это соответствует.
    Спасибо.

    • Здравствуйте!
      Время работы образовательного учреждения, начала и окончания второй смены санитарными нормами не регулируется.

  25. ОЛьга:

    Моя дочь учится в 5 класее,и их приходится ходить в соседнее здание начальной школы. .на уроки математики и русского языка,правомерно ли это,или учитель должен сам приходить к ним в класс для проведения урока ??

    • С пятого класса возможно обучение по принципу кабинетной системы, то есть дети сами ходят в кабинеты к учителям. Это нормальная практика, все нынешние взрослые так учились.
      И также санитарные нормы не запрещают проводить занятия в течение дня в разных зданиях.

  26. Марина:

    Здраствуйте, ребенок в 6 классе, на шестидневки, в понедельник занятия с 8 утра 7 уроков, во вторник с 8.50 7 уроков, в среду с 9.40 1 урок, в четверг опять с третьего урока 6 уроков и т.д., в итоге количество часов 33, без нарушений, но сам режим начала занятий, каждый день в разное время, правомерно это?

    • Такой режим, к сожалению, не запрещён. Рекомендуем ставить этот вопрос на общешкольном родительском собрании, давать задание родительскому комитету обсудить его с администрацией школы, начать поиски более удобного режима обучения.

  27. ольга:

    добрый день. подскажите если нормы на каком этаже должны находится учащиеся 1-го класса.
    у нас 1 класс коррекций находится на 1 этаже со старшими классами один единственный. там-же находятся и старшие классы. изо этого происходит конфликт старших детей с младшими. по этой причине детей 1-го класса не выпускают в коридор.

    • Нет прямого запрета на организацию на одном этаже кабинетов для первых и старших классов. Но дети любого возраста должны иметь возможность двигаться на перемене, выходить из классов. В это время классы должны проветриваться. Если эти правила не соблюдаются, есть повод поговорить с администрацией школы и, если это не поможет, написать жалобу в Роспотребнадзор.

  28. Мария:

    Здравствуйте. У нас в младшей школе на каждом этаже стоят умывальники, все в рабочем состоянии. То-есть ребенок в любое время может подойти помыть ручки. Но, наш классный руководитель по каким то не понятным причинам не разрешает своим детям мыть руки, а заставляет приносить влажные салфетки и протирать ладошки. Даже перед тем как идти в столовую. Как объяснить учителю, что это не безопасно для здоровья наших детей?

    • Например, можно поговорить со школьной медсестрой и попросить её объяснить учительнице важность мытья рук.
      Или же найти рекомендации ВОЗ, где сказано о важности именно мытья рук с мылом.

  29. Альбина:

    в СанПин указаны какие парты должны быть по росту ребенка. А детям неудобно за ними сидеть и что делать?

    • Возможно, дело не в высоте столешницы, а в самих партах? Или в высоте стульев?

  30. Марина:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста:
    1. Поступили в Кадетскую школу и:
    1.1- Два кабинета «По желанию» ни кто не настаивает конечно, сказали нужно ремонтировать. А именно: пол- ленолиум, стены- красить, потолок- делить, красить.
    2.2. Из кабинета- хотят сделать раздевалку- игровую.
    3.3. 4 этаж у первоклассников.
    Родители «должны»- стены, пол, поменять. Ковер, пылесос, шветские стенки, турникет, графин, кулер, стаканы, полотенца, туалетная бумага, мыло, тумбы под портфели, лампы в класс, жалюзи, шторки,- Вроде бы ВСЁ!
    ЛОЖИТСЯ НА НАШИ ПЛЕЧИ.
    ПО МТМО ЭТОГО МЫ САМИ ШЬЕМ 3 КОМПЛЕКТА ОДЕЖДЫ, НУ ЭТО ПОНЯТНО, СОШЬЕМ, А ВОТ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ- ВООБЩЕ ПРАВОМЕРНО????!

    • Здравствуйте, Марина!
      Вот на днях отвечали на аналогичный вопрос про поборы в садиках http://yarmalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlja/comment-page-15#comment-93520
      Всё написанное касается и школ. Надо всегда помнить, что образование в нашей стране бесплатное.

    • Сергей:

      Здравствуйте. КоАП РФ Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

  31. Мария:

    Добрый день! Мой ребенок учиться в школе с реализацией дополнительных программ в области искусства. Класс с хореографическим уклоном, доп.занятия по хореографии и ритмике, а также слушание музыки. Правомерно ли ставить такой класс во вторую смену? Возможно ли как-то оспорить данное положение дел? Как ребенок во втором классе сможет самостоятельно добираться до школы? Родители работают с 8 до 18, нет бабушек-дедушек.

    • По санитарным нормам, со второго класса учёба во вторую смену возможна.

      Есть в СаНПиНе (п. 10.4) такая норма:

      В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

      Узнайте в отделе образования вашего района, подпадает ли ваша школа под это понятие. Если подпадает — ведите разговор с ними дальше. Если нет — попробуйте изучить опыт разных школ по переходу на работу в одну смену и реализовать его в своей школе. Удачи!

  32. Татьяна:

    Здравствуйте. Наши дети пойдут в 1 класс в сельской школе. У нас есть два здания. В одном учатся старшеклассники , во втором младшие до 4 класса.
    1 класса будет 2. Одному из них выделяют кабинет в младшей школе (там естественно более комфортные условия) и дают опытного учителя. А второму (нашему) классу дают кабинет на 1 этаже старшей школы и молодую учительницу без опыта ведения начальных классов.
    В младшей школе остаются ещё 2,3 и 4 классы.
    Конечно нам обидно за детей и хочется им лучших условия и адаптации. Как с точки зрения закона мы можем повлиять на ситуацию? Вариант учится в 2 смены всю месте с каким то классом в кабинете, но в школе для младших. А не со старшими. Спасибо за скорый ответ!

    • Татьяна, что касается вопроса с учительницей, тут ничего не поделать. Тем, кто только закончил педвуз, нужно где-то начинать работать. Не расстраивайтесь заранее. Молодые учителя, как правило, более энергичные и целеустремлённые.

      А вот про помещения есть такой пункт в СанПиНе:

      4.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать:
      — выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок.

      Давите на администрацию школы этим требованием, если оно не соблюдается в вашем случае. При очень серьёзном настрое родителей класса можно даже отправить жалобу в Роспотребнадзор.

  33. Анна:

    Здравствуйте. Скажите, есть ли какие-то положения для первоклассников о том,во сколько они должны приходить в школу? Правомерно ли заставлять 1 класс приходить к 7.20 (уроки начинаются в 8) ,из-за невозможности организовать дистанцию во время питания школьников, в условиях карантинных мероприятий? Начали учится в 8.20, приходили к 7.40, теперь сдвинули,из-за того,что 3 класс поздно завтракает. Почему именно первоклашки должны приходить первыми,а не 3 класс, к примеру?До школы многим идти по 20 минут

    • Многое из того, что сейчас происходит в школах, все эти новые правила, не соответствуют основным СанПиНам. Происходящее сейчас невозможно нормализовать какими-либо законами. Но это не значит, что родителям нужно молчать, когда интересы их детей явно входят в противоречие с введёнными школой правилами.

      В вашем случае надо высказывать недовольство, пытаться повлиять на администрацию школы через учителя или обращаться к завучу лично. Предлагайте альтернативу, ищите устраивающий всех вариант. Скорее всего, если много людей примется за обсуждение, такой вариант найдётся.

  34. Анна:

    Здравствуйте! В связи со сложившейся ситуацией в виду пандемии, в школах ученики старших классов не ходят по разным кабинетам, а ждут преподавателей в одном кабинете. Так как за классом моего ребёнка не закреплено кабинета, их поселили в кабинет химии, в котором помимо испарений, вечный холод, старые окна и стулья, не отвечающие антропометрическим данным учащихся 9го класса. Подскажите пожалуйста, не является ли нахождение учеников в течение 6-7 уроков подряд в кабинете химии нарушением?! И если все таки является, на какие документы можно сослаться? В общем сан Риге, к сожалению, об этом четких положений не нашли

    • Анна, уточните, пожалуйста, какие испарения вы имеете в виду?
      В кабинете химии не должно быть никаких испарений, как и в любых других кабинетах.

  35. Мария:

    Здравствуйте! Мой ребенок пошел в первый класс. Первые две недели было по 3 урока, но вот со второй недели нам обещали что будет по 4-5 уроков, а в итоге в расписании есть даже 6 уроков ( если учесть внеурочные предметы). Вообще к чему относится «обязательная» внеурочная деятельность? Просто мне кажется что 6 уроков для первоклашек на 3й неделе обучения это как то слишком…

    • Здравствуйте! Читаем СанПиН 2.4.2.2821-10 об организации работы школ.

      Пункт 10.10. (редакция 24.11.2015) касается вопросов уроков обязательной школьной программы (русский, литература, окружающий мир и прочие действительно обязательные предметы).

      Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
      — учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
      — использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).

      Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков.
      Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры.

      Это значит, что если в один день у детей пять уроков, то в какой-то другой их должно быть не больше трёх, чтобы не превысить среднее арифметическое недельной нагрузки (максимум 4 урока в день).

      В приложении к СанПиНу есть гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

      Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка не более 21 академического часа. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть внеурочной деятельности.
      Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не более 10 академических часов.

      И там же:

      Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

  36. Иван:

    Здравствуйте, я учусь в 11 классе. У меня вопрос насчет рассадки учеников в классе. Меня учитель посадил на первую парту, но я принципиально не хочу на первой. Есть какие-то нормы по этой теме, или как-то повлиять на это?

    • Добрый день!
      Требование к рассадке такое: первые парты — для самых низкий учеников, последние — для самых высоких. Соответственно, высота и парт, и учеников увеличивается постепенно от первого ряда к последнему.
      Мнение учеников можно учитывать, но только таким образом, чтобы не нарушался принцип рассадки по росту.

  37. Гульшат:

    Здравствуйте! У нас небольшая сельская школа. в этом году моя дочь пошла во 2-й класс, а учитель взяла еще и 1 класс. и сейчас 1 и 2 класс учатся вместе( в 1 кл.-3детей: во 2-м кл.-7детей). слышала что так не должно быть! подошла к учителю и сказала об этом на что она ответила что второй учитель (то же начальных классов) не согласна менятся учениками (а учить их отдельно у них комплектации не хватает)и поэтому у них сейчас так каждый год идет 1 и 2; 3 и 4 учатся вместе. это правомерно? хотелось бы узнать где найти об этом закон??? хотим что бы 1 и 2 класс учили отдельно

    • Добрый день!
      В малокомплектных школах санитарными нормами разрешено в начальном звене создавать так называемые классы-комплекты, то есть объединённые классы. Какие номера классов при этом будут объединены, решает школа самостоятельно. Роспотребнадзор только даёт рекомендации на этот счёт:

      При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).

      Так как это не обязательное для исполнения правило, вы можете поговорить с администрацией школы, попросить объединить классы именно оптимальным для детей способом (рекомендованным Роспотребнадзором). В этом вопросе всё-таки на первом месте должно стоять желание организовать учебный процесс так, как будет лучше детям. Учитель может отказаться от класса, но для этого должны быть веские причины.

      Количество детей в классе-комплекте ограничено. Вот требования http://img.rg.ru/pril/46/50/41/5430_22.gif
      Здесь тоже у вас нет нарушения.

  38. Юлия:

    Здравствуйте. Мы из Казани. Мой ребенок учится в 3 классе. В отдельном новом блоке начальной школы. За нашим классом закреплён кабинет. Классный руководитель запрещает детям пользоваться мусорным ведром которое стоит в кабинете, аргументируя это тем, что дети часто кидают мусор мимо ведра, что создаёт беспорядок. Говорит детям забирать свой мусор с собой домой. Родителям высказала, что мы должны сначала научить своих детей выбрасывать мусор в ведро. Родители жалуются, что карманы рюкзаков и одежды полны всякого мусора: очисток от поточеных карандашей, обрезков картона и цветной бумаги после уроков технологии, использованные влажные салфетки. При чем кл.руководиьель также жалуется, что мы не обеспечиваем своих детей влажными салфетками или антисептиками. А куда они их должны потом использованные выбрасывать? В карманы совать? Имеет ли право наш кл.рук. запрещать пользоваться ведром?

    • Здравствуйте, Юлия! Согласно санитарным нормам, в учебных помещениях должны быть раковина и ведро для мусора.

      4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
      Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 — 4 классов и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 — 11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

      Ведро ставится не просто так, а для того, чтобы им пользовались. Если, по мнению учителя, дети пользуются ведром неаккуратно, именно учительница должна обучить детей.
      Родителям вашего класса необходимо поговорить с учительницей. Если это не помогает — обратитесь к завучу. Наверняка этих мер будет достаточно, чтобы решить вопрос.

  39. Ольга:

    Здравствуйте. Рядом с домом отремонтировали старую школу, территорию оборудовали современной спортивной площадкой, футбольным полем, поставили детский игровой комплекс. Заменили ограждение у школы. Часть лета после отмены карантинных мер, родители с детьми, с колясками гуляли по территории школы, играли на детской площадке, кто-то занимался физкультурой, бегом и пр. Ворота школы всегда были открыты. С сентября 2020 г. администрация школы закрыла ворота на замок, повесила объявление о том, что из-за коронавируса на территории школы посторонним лицам находиться запрещено, даже после окончания всех занятий в школе,ссылаясь на требования СанПина. Вахтер впускает и выпускает детей лично, открывая замок на воротах. А нам, родителям, теперь спокойно погулять с детьми очень проблематично. Приходится с колясками, с маленькими детьми гулять вдоль проезжей части, ребятам запрещено заниматься на спортивной площадке, на футбольном поле. Подскажите, правомерны ли действия администрации школы?

    • Здравствуйте, Ольга!

      Во время, когда в школе идут уроки, ни о каких посторонних людях на территории школы речи быть не может по общим требованиям безопасности (ст. 41 и 42 закона «Об образовании»).

      Если речь идёт о времени, когда учебный процесс в школе уже окончен, то СанПиН для школ к этому случаю не применим. Но сейчас действуют временные правила и нормы по случаю пандемии коронавируса. В дополнение к ним может существовать отдельное распоряжение губернатора вашего региона об ограничении массовых мероприятий.

      Есть ещё одна причина для закрытия территории школ для посторонних лиц — требования антитеррористического законодательства (постановление Правительства от 7 октября 2017 года № 1235). Оно не содержит обязательства закрывать территорию школы, но на основании стремления обезопасить учащихся школа может самостоятельно принять решение не пускать посторонних на территорию даже после окончания учебного процесса.

      Вы можете попробовать найти компромисс в вашем вопросе, но для этого необходим диалог с администрацией школы или с вышестоящей организацией — управлением образования вашего муниципального района.

  40. Мария:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, через какое время работодатель или завхоз должны заменить спортивный инвентарь, который пришёл в негодность?

    • ЯрМалыш:

      Здравствуйте!
      Санитарные нормы для школ не устанавливают сроков использования инвентаря. Зато это делает производитель. Такая информация должна храниться в школе.
      Так как на срок эксплуатации влияет много факторов, вещи могут не дожить до его окончания, а поэтому школа должна регулярно организовывать работу комиссии, которая определяет степень изношенности инвентаря. О том, как часто собирается данная комиссия, кто должен в неё входить, по каким критериям и методикам определяется степень изношенности инвентаря, — об этом всём должно быть написано в Положении о комиссии.



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.