• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (745) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Татьяна:

      Здравствуйте! На базе нашей начальной школы часто проводят олимпиады в урочное время различных уровней и у детей отменяют многие уроки! Сейчас еще и решили переносить учебный день на субботу! Можно ли противостоять этому беспределу? Спасибо!

      • Вероятно, вам следует обратиться в областной департамент образования. Изложите свою жалобу. И желательно, если она будет подана от коллектива родителей, а не от одного человека.

    2. Ольга:

      Здравствуйте,помогите разобраться.Дочь учится в 6ом классе во 2ую смену..у них ставят по 7 уроков в день два-три раза в неделю при 6тидневке,причем называя их нулевыми.Но уроки эти не дополнительные внеклассные,а обычные предметные. Количество часов общее в неделю не нарушают,ставя в другие дни по 4-5 уроков,иногда по субботам культпоходные мероприятия.Но сам факт присутствия дней по 7 уроков противоречит же допустимой нагрузке? Плюс к тому,что у них перемены за весь день: 10мин. 15 мин.(поесть) 10 мин.5 мин.5мин 5мин.А где их право на отдых?кому жаловаться?Спасибо.

      • Ольга, по количеству уроков нормы не нарушаются. Смотрите подробнее в ответах на частые вопросы.

        А вот с переменами беда у вас. Смотрим СанПиН:

        10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

    3. Татьяна:

      Здравствуйте! Подскажите пожайлуста для 1го класса есть какие-то нормативы по посадки детей на места. В нашем классе учитель как посадил детей 10 сентября так они и сидят уже 2 четверти. И сколько раз в году ребенка надо пересаживать.

      • Татьяна, норма для всех классов одна:

        5.5. (…) Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

    4. Ольга:

      Подскажите пожалуйста в нашей школе отсутствует вентиляция коридоров , ни приточной ни вытяжной вентиляции нет . В классах есть одно отверстие которое называют вытяжкой и все , дышать не чем, у ребенка к концу дня болит голова. Я обратилась к директору школы с вопросом планируется ли монтаж вентиляции в школе , на что мне ответили что в школе все хорошо , и все документы у них есть что все в норме. А если мне плохо дышится в школе , мне предложила директор школы подыскать другую школу. Документы может и есть но вентиляции же нет, она просто отсутствует . Должна ли быть вентиляция в школе , куда посоветуете обратиться .

      • Ольга, отсутствие вентиляции недопустимо!

        6.1. Здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

        Если вы настроены серьёзно, то вам бы следовало сначала написать запрос в Роспотребнадзор — поинтересоваться, каким образом разрешается действовать учебному заведению без системы вентиляции. После ответа — действуйте в соответствии с тем, что вам напишут (да, общение — только в письменном виде). Если ответ вас не удовлетворит — пишите жалобу в прокуратуру на несоблюдение санитарных норм. Копии всех жалоб (в Роспотребнадзор и, если понадобится, в прокуратуру) отправляйте в департамент (региональное министерство) образования.

        Удачи!

    5. Ольга:

      Подскажите, как рассматривать классный час в начальной школе, а именно урок и его необходимо включать в общую нагрузку, внеурочную деятельность (и это тоже необходимо где-то учитывать) или еще как-то?

      • Если классный час внесён в расписание наряду с образовательными предметами, то он является обязательным. Если же классного часа в основном расписании нет, то посещение его является добровольным.

        Ссылаться при этом следует не только на СанПиН, но и на закон «Об образовании».

    6. Любовь:

      Скажите пожалуйста, можно ли в 1 классе проводить спаренную физкультуру, в зимний период, когда проходят уроки на улице на лыжах?

      • Да, и п. 10.8 СанПиНа (редакция 24.11.2015) прямо говорит, что именно при проведении занятий на лыжах или в бассейне занятия физкультурой могут быть сдвоенными. Относится это ко всем начальным классам.

    7. Сергей г.Серпухов:

      Уважаемый Администратор(простите не знаю вашего имени отчества), доведите, пожалуйста, до сведения участников форума одну простую мысль. ШКОЛА в НАЛОГОВОЙ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, А НЕ КАК ГОС. УЧРЕЖДЕНИЕ. (это можно определить по школьной печати, первая цифра 1- юр. лицо 2-гос учреждение 3-физ. лицо). Что это означает? А то что навязывать что-либо юр. лица ВАМ не могут. ВЫ решаете что и как должно быть. Это ВАШИ дети. В прокуратуру ходить не нужно, у них вообще регистрации нет( но это уже другой вопрос). Берите ВСЁ в свои руки. Вы не бандиты,не дегенераты- вы ХОРОШИЕ люди. Вы плохого не сделаете. Желаю всем удачи!!!!!

    8. Николай:

      Скажите пожалуйста, не противоречит ли нормам САНПиН размещение раздевалок в кабинете химии, где учатся старшие классы. Спасибо

      • Противоречит. Для переодевания должны быть оборудованы гардеробы. Или так:

        9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

    9. Галина:

      Здравствуйте. Как нам поступить? В классе 21 человек. На предмете Английского языка учатся в полном составе. Кабинет выделили на 20 посадочных мест, больше свободного места нет, т.е. один ученик вынужден всегда сидеть за партой третьим, 1 ряд вплотную к окну, второй ряд к стене, парты стоят плотно, в конце ряда шкафчики. Это 5 класс, на уроке очень шумно, тесно. В конце ноября мы, родители, выяснили причину плохого поведения на уроке, пошли к заучу. Она согласилась, что кабинет не предназначен для 21 человека. Весь декабрь демонстративно детей гоняли по разным кабинетам, но вот наступила 3 четверть. Выставили расписание, где указали всю четверть дети будут заниматься в тесном, маленьком кабинете. Мы понимаем, что нам нужно теперь обращаться письменно. Но как правильно сделать, писать директору, который об этом знает или куда?

      • На мой взгляд, правильным было бы написать коллективную жалобу на имя директора и отправить почтой (принести лично) её копии — в Роспотребнадзор и в региональную структуру, ответственную за образование (департамент или министерство).

        В жалобе желательно указать нормы СанПиНа, которые нарушаются. Так будет убедительнее.

        Удачи!

    10. Оксана:

      Добрый день! Подскажите пожалуйста, у моего ребенка в школе на этаже где занимаются начальные классы на стене в коридоре висят пять больших зеркал, которые дети бьют каждый год и не один раз в год, то чем нибудь, а то и своими телами. Зеркала не убирают, а родители ставят новые. На мое замечание что зеркала не должны там висеть, мне ответили что наши дети должны себя вести так чтобы они не разбивались. Должны ли они там висеть и куда мне обратиться? Заранее спасибо.

      • Добрый день! Требований к зеркалам в СанПиНе нет.
        Есть один неочевидный, но очень простой способ избавиться от зеркал, которые часто бьют, — не сдавать деньги на них. Всё, что необходимо, школа должна покупать из собственного бюджета. Привлечение родителей в обязательном порядке называется поборами и карается в соответствии с Уголовным кодексом.

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.