• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (751) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Татьяна:

      Здравствуйте! На базе нашей начальной школы часто проводят олимпиады в урочное время различных уровней и у детей отменяют многие уроки! Сейчас еще и решили переносить учебный день на субботу! Можно ли противостоять этому беспределу? Спасибо!

      • Вероятно, вам следует обратиться в областной департамент образования. Изложите свою жалобу. И желательно, если она будет подана от коллектива родителей, а не от одного человека.

    2. Ольга:

      Здравствуйте,помогите разобраться.Дочь учится в 6ом классе во 2ую смену..у них ставят по 7 уроков в день два-три раза в неделю при 6тидневке,причем называя их нулевыми.Но уроки эти не дополнительные внеклассные,а обычные предметные. Количество часов общее в неделю не нарушают,ставя в другие дни по 4-5 уроков,иногда по субботам культпоходные мероприятия.Но сам факт присутствия дней по 7 уроков противоречит же допустимой нагрузке? Плюс к тому,что у них перемены за весь день: 10мин. 15 мин.(поесть) 10 мин.5 мин.5мин 5мин.А где их право на отдых?кому жаловаться?Спасибо.

      • Ольга, по количеству уроков нормы не нарушаются. Смотрите подробнее в ответах на частые вопросы.

        А вот с переменами беда у вас. Смотрим СанПиН:

        10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

    3. Татьяна:

      Здравствуйте! Подскажите пожайлуста для 1го класса есть какие-то нормативы по посадки детей на места. В нашем классе учитель как посадил детей 10 сентября так они и сидят уже 2 четверти. И сколько раз в году ребенка надо пересаживать.

      • Татьяна, норма для всех классов одна:

        5.5. (…) Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

        • Евгения:

          Здравствуйте! Ребёнок учится в 1-ом классе, с ростом 127 см сидит на 4 парте ( в ряду всего 5), т.е на предпоследней. Иной раз учитель сажает его на последнюю. На физкультуре он 2-ой с конца, т.е. Ростом невысок в сравнение со своими одноклассниками, жалуется что плохо видит текст с доски из-за того, что высокие ребята сидят впереди его. Есть ли правило касательно посадки детей связанных с ростом?

    4. Ольга:

      Подскажите пожалуйста в нашей школе отсутствует вентиляция коридоров , ни приточной ни вытяжной вентиляции нет . В классах есть одно отверстие которое называют вытяжкой и все , дышать не чем, у ребенка к концу дня болит голова. Я обратилась к директору школы с вопросом планируется ли монтаж вентиляции в школе , на что мне ответили что в школе все хорошо , и все документы у них есть что все в норме. А если мне плохо дышится в школе , мне предложила директор школы подыскать другую школу. Документы может и есть но вентиляции же нет, она просто отсутствует . Должна ли быть вентиляция в школе , куда посоветуете обратиться .

      • Ольга, отсутствие вентиляции недопустимо!

        6.1. Здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

        Если вы настроены серьёзно, то вам бы следовало сначала написать запрос в Роспотребнадзор — поинтересоваться, каким образом разрешается действовать учебному заведению без системы вентиляции. После ответа — действуйте в соответствии с тем, что вам напишут (да, общение — только в письменном виде). Если ответ вас не удовлетворит — пишите жалобу в прокуратуру на несоблюдение санитарных норм. Копии всех жалоб (в Роспотребнадзор и, если понадобится, в прокуратуру) отправляйте в департамент (региональное министерство) образования.

        Удачи!

    5. Ольга:

      Подскажите, как рассматривать классный час в начальной школе, а именно урок и его необходимо включать в общую нагрузку, внеурочную деятельность (и это тоже необходимо где-то учитывать) или еще как-то?

      • Если классный час внесён в расписание наряду с образовательными предметами, то он является обязательным. Если же классного часа в основном расписании нет, то посещение его является добровольным.

        Ссылаться при этом следует не только на СанПиН, но и на закон «Об образовании».

    6. Любовь:

      Скажите пожалуйста, можно ли в 1 классе проводить спаренную физкультуру, в зимний период, когда проходят уроки на улице на лыжах?

      • Да, и п. 10.8 СанПиНа (редакция 24.11.2015) прямо говорит, что именно при проведении занятий на лыжах или в бассейне занятия физкультурой могут быть сдвоенными. Относится это ко всем начальным классам.

    7. Сергей г.Серпухов:

      Уважаемый Администратор(простите не знаю вашего имени отчества), доведите, пожалуйста, до сведения участников форума одну простую мысль. ШКОЛА в НАЛОГОВОЙ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, А НЕ КАК ГОС. УЧРЕЖДЕНИЕ. (это можно определить по школьной печати, первая цифра 1- юр. лицо 2-гос учреждение 3-физ. лицо). Что это означает? А то что навязывать что-либо юр. лица ВАМ не могут. ВЫ решаете что и как должно быть. Это ВАШИ дети. В прокуратуру ходить не нужно, у них вообще регистрации нет( но это уже другой вопрос). Берите ВСЁ в свои руки. Вы не бандиты,не дегенераты- вы ХОРОШИЕ люди. Вы плохого не сделаете. Желаю всем удачи!!!!!

    8. Николай:

      Скажите пожалуйста, не противоречит ли нормам САНПиН размещение раздевалок в кабинете химии, где учатся старшие классы. Спасибо

      • Противоречит. Для переодевания должны быть оборудованы гардеробы. Или так:

        9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

    9. Галина:

      Здравствуйте. Как нам поступить? В классе 21 человек. На предмете Английского языка учатся в полном составе. Кабинет выделили на 20 посадочных мест, больше свободного места нет, т.е. один ученик вынужден всегда сидеть за партой третьим, 1 ряд вплотную к окну, второй ряд к стене, парты стоят плотно, в конце ряда шкафчики. Это 5 класс, на уроке очень шумно, тесно. В конце ноября мы, родители, выяснили причину плохого поведения на уроке, пошли к заучу. Она согласилась, что кабинет не предназначен для 21 человека. Весь декабрь демонстративно детей гоняли по разным кабинетам, но вот наступила 3 четверть. Выставили расписание, где указали всю четверть дети будут заниматься в тесном, маленьком кабинете. Мы понимаем, что нам нужно теперь обращаться письменно. Но как правильно сделать, писать директору, который об этом знает или куда?

      • На мой взгляд, правильным было бы написать коллективную жалобу на имя директора и отправить почтой (принести лично) её копии — в Роспотребнадзор и в региональную структуру, ответственную за образование (департамент или министерство).

        В жалобе желательно указать нормы СанПиНа, которые нарушаются. Так будет убедительнее.

        Удачи!

    10. Оксана:

      Добрый день! Подскажите пожалуйста, у моего ребенка в школе на этаже где занимаются начальные классы на стене в коридоре висят пять больших зеркал, которые дети бьют каждый год и не один раз в год, то чем нибудь, а то и своими телами. Зеркала не убирают, а родители ставят новые. На мое замечание что зеркала не должны там висеть, мне ответили что наши дети должны себя вести так чтобы они не разбивались. Должны ли они там висеть и куда мне обратиться? Заранее спасибо.

      • Добрый день! Требований к зеркалам в СанПиНе нет.
        Есть один неочевидный, но очень простой способ избавиться от зеркал, которые часто бьют, — не сдавать деньги на них. Всё, что необходимо, школа должна покупать из собственного бюджета. Привлечение родителей в обязательном порядке называется поборами и карается в соответствии с Уголовным кодексом.

    11. Наталья:

      Скажите пожалуйста, допустимо ли в 1- ом классе проводить первым уроком урок физкультуры? Сейчас занимаются на улице, приходят все сырые. Спасибо .

      • Допустимо, если соблюдается требование Приложения 3 санитарных норм:

        Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

    12. Татьяна:

      Добрый день. Подскажите пожалуйста,есть ли норма,правило или другой регламентирующий документ в отношении дежурства детей в начальной школе. Основной вопрос-детей заставляют выносить мусор из кабинета в мусорные баки стоящие за школой. Первое-уроки во второй смене заканчиваются в 18-15,темно, идут по темноте туда, второе-баки высокие,закрыты плотно крышками. Я,взрослый человек,пыталась открыть,но с моим ростом и силами оказалось не просто. Далее-ребенок должен после уроков,собрать мусор,завязать пакет,с пакетом,мусором и мешком сменки идти в гардероб. Следить чтоб никто из учащихся этот мешок с мусором не растащил, не порвал и не раскидал…После одеться,переобуться и по темноте дойти,каким-то образом выбросить в бак,вернуться в школу,опять переобуться,пройти к ближайшей раковине и вымыть руки. Еще раз переобуться и идти домой. Можно идти домой с грязными руками,п осле общественных мусорных баков,которые даже работники муслровоза открывают руками в перчатках….разговор с учителем бесполезен,у нее ответ-ребенок обязан вынести пакет в мусорный бак. Проход по школе,через боковой выход запрещен. Должны выносить обходя по улице. Как быть? Это опасно для детей и с точки зрения темноты и с точки зрения здоровья- рчтоьы открыть бак они практически к нему прижимаются ..

      • В отношении дежурства детей в школе отсутствуют вообще какие-либо документы, принятые на федеральном уровне. Рекомендуем вам обратиться к директору спросьбой прокомментировать требование учителя выносить мусор, то есть выполнять такую негигиеничную работу. Пока на уровне государства не принят закон о дежурствах и летней практике, вы можете, если не найдёте понимания со стороны директора, нажать на неё нормой СанПиНа:

        10.27. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

        Можно также попросить местный Роспотребнадзор прокомментировать данную ситуацию.

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.