• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (745) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Наталья:

      Здравствуйте. В классном кабинете у старшеклассников битые старые окна , проклеены скотчем. Руководство производить замену окон не спешит , объясняя что нет средств. Можно ли заниматься в таком аварийном классе ?

      • Наталья, если вы считаете, что детям действительно небезопасно находиться в таком классе, опишите директору школы свои опасения и попросите принять меры в ближайшее время. Всё в письменном виде. Ответ попросите дать в срок 10 рабочих дней. Дальше — по результатам. Или ждать обещанного, или с ответом директора идти в отдел образования, департамент образования, Роспотребнадзор, прокуратуру (по порядку или во все сразу — смотря как серьёзно вы настроены).

    2. Евгения:

      Может ли преподаватель начальных классов не отпускать детей на перемены ?

      • Евгения, ни один закон не даёт учителю право отнимать у ребёнка его личное время. Однако если это происходило несколько раз — можно на следующем родительском собрании спокойно намекнуть учителю о том, что детям необходим отдых. Если же это происходит регулярно — имеете право подать жалобу директору школы. Но я бы сначала поговорила с учителем всё же.

    3. Екатерина:

      Добрый день.Скажите пожалуйста есть ли нормы для парт учащихся начальной школы.Мы хотим перевести второклассников в новую школу.Сегодня были на экскурсии и были удивлены,что парты у детей треугольные и стоят группами кругом.Некоторые дети сидят боком и спиной к доске и учителю,им приходится разворачиваться или сидеть боком.Нам сказали что это нововведение и дети учатся коллективно.Сидят так все уроки.Это же не детский сад коллективно рисовать и лепить.Боюсь спросить,что будет с позвонлчником и зрением от коллективного обучения,да и дети не будут внимательно слушать,а болтать между собой на уроках.

      • Екатерина, этот вопрос почему-то не регулируется СанПиНом (или мы не нашли нужного пункта?). На подобный вопрос ЯрМалыш давал рекомендацию раньше.

    4. Алина:

      Подскажите, пожалуйста, какое минимальное количество уроков русского и математики (по ГОСТу) должно быть в неделю у 2-ых классов, у нас, например, 4 урока матем и 4 русского в неделю, и предлагают еще по одному уроку, но платно…законно ли это?

      • Алина, ГОСТ — это стандарт качества продукции. СанПиН (на странице о описанием которого вы находитесь) — это санитарные нормы, нормы безопасности.

        С вашим вопросом нужно обращаться к ФГОСам (федеральный образовательный стандарт). Или можно спросить у учителя программу, по которой учится ваш ребёнок. В ней будет указано получество уроков по каждому предмету.

        Что касается платных уроков — они законны в том случае, если вам не навязываются, то есть если есть возможность отказаться от них без каких-либо репрессий по отношению к вашему ребёнку.

    5. Галина:

      Здравствуйте. Ребенок учится в 7 классе. Могут ли после обеденного перерыва проводить сразу урок физкультуры? Детям на уроке становится плохо, а учитель говорит что это их проблемы.

      • К сожалению, этот вопрос СанПиНом не регулируется. Однако вы можете отправить запрос в Роспотребнадзор с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.

    6. Сергей г.Серпухов:

      Здравствуйте. У меня такой вопрос. Ребенка отчислили из музыкальной школы как не приступившего к занятиям. Какие нормативные акты мне бы почитать, что бы можно было бы поспорить на эту тему с администрацией школы. Основная причина конфликта в том, что я поднял вопрос о законности взымания денег с родителей.Нарвался на репрессии. http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/443803.html (вопрос законности оплаты доп. образования) Извините если ссылки нельзя.

      • Сергей, должны быть документы про учреждения дополнительного образования. Но санитарные нормы вам точно не помогут.

        Кстати, можно потребовать Устав вашей музыкальной школы. Там должны быть перечислены причины, по которым можно исключить ребёнка. При том, если вы найдёте этот пункт в Уставе, можно с ним и не согласиться. В этом случае путь стандартный: отдел образования —> департамент образования —> прокуратура.

    7. Ирина:

      Здравствуйте!
      Подскажите пожалуйста температурный режим для занятия физкультурой на улице осенью.

    8. Антонина:

      Добрый вечер.
      Дети учатся в 3 классе.3 дня в неделю 5 уроков и 2 дня по 4 урока.в один из них 5 -м уроком еще классный час добавляют. Но в субботу поставили внеурочку,необязательную,но мы хотим ее посещать в будни.
      Законно ли для начальной школы нагрузка в субботу?
      Спасибо

      • Недельная нагрузка у вас в пределах нормы. Что касается дополнительных занятий, то их можно ставит ьв любое свободное от учёбы время, даже в праздничные дни и в воскресенье, так как эти занятия не обязательные.

    9. Оксана:

      Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос. В нашей школе администрация, в качестве эксперимента, в субботу хочет приглашать детей в одну смену(т.к. в субботу освобождается несколько кабинетов и мы можем себе это позволить), нарушает ли администрация при этом какие-то установленные нормы.

    10. Ирина:

      Здравствуйте. у нас такая ситуация. Ребенок пошел в первый класс. Уроки физкультуры проводятся на улице постоянно…а сейчас погода у нас или дождь или морось или после дождя ….Есть ли какие то требования к занятиям физкультурой в сырую погоду? Учитель физкультуры заявляет что одно требование у него…..-15С, а про дожди морось и влажность ничего не сказано.

    11. Наталья:

      Будьте добры, ответить на такой вопрос. Если последний урок,физкультура или ИЗО, можно ставить в расписание внеурочную деятельность без перерыва? Или всё-таки надо пропускать час.

      • Санитарные нормы не требуют этого. Есть только одно: не проводить после физкультуры уроки с письменными заданиями (гигиенические рекомендации к расписанию уроков).

    12. Елена:

      Добрый вечер!!! Скажите пожалуйста.. законно проводить ремонтные работы во время учебного процесса..Детям начальной школы проходиться слушать звук дрели. стук молотков. вдыхать побелку…

      • Недопустимо:

        4.32. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся.

    13. Татьяна:

      Добрый день! Пошли в первый класс. Класс расположен на третьем этаже школы. В классе нет раковины (умывальника). Верхнюю одежду дети раздевают и вешают в классе. Есть ли какие-то нормативы к организации раздевалки в начальной школе?

      • 9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

        Кроме того, в помещениях начальных классов должен быть умывальник (п.4.27.)

        • Дарья Базанкова:

          Здравствуйте, в 1 классе не выделили места в раздевалке детей и поэтому поставили небольшой шкаф для одежды прямо в классе вместо индивидуальных шкафчиков в рекреации или в коридоре. Какие нормативы при этом нарушены?

          • 4.5. (…) В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

            Но если ваша школа находится в сельской местности, а детей в классе не более десяти, то шкаф может быть поставлен прямо в классе. Это согласно тому же пункту СанПиНа.

    14. Татьяна:

      Здравствуйте! У меня такой вопрос: Детей нашей школы с 1 по 4 кл в группах продлённого дня водят один раз в неделю в учреждение дополнительного образования на занятия в разных кружках. У школы соответствующий договор сотрудничества. Называется интеграция. И несколько групп учеников 2-3 класса начали учебный год с шитья за швейной электрической машиной. Причем с первого занятия посадили детей за швейные машины. В группе 15 учеников. Допустимо ли такое в начальной школе? Кабинет по этому виду деятельности находится на 4 этаже, что противоречит требованиям.

      • Здесь нужно смотреть не санитарные нормы, а технику безопасности.

        Кстати, про размещение кабинетов начальной школы не выше третьего этажа — это лишь рекомендация Роспотребнадзора, которую не всегда учитывают. И относится она к обязательной части учебного плана.

    15. Елена:

      Здравствуйте. Моя дочь учится во 2 классе. Два раза в неделе по расписанию нулевым уроком стоит «Внеурочная деятельность Здоровейка» и один день в неделю пятым уроком стоит динамическая пауза, а шестым опять внеурочная деятельность Нравственность .Т.о. три дня в неделю получается шесть уроков. Это уже не совпадает с требованиями СанПиНа… Куда обратиться, в РОНО?

      • Елена, вы путаете обязательные и не обязательные занятия. Требования к обязательным в вашем случае не нарушаются. В дополнительные уроки можно проводить в любое свободное от учёбы время — и «нулевым» уроком, и в выходные, даже в праздники — так как они не являются обязательными, и вы можете отказаться от их посещения, если вас не устраивает расписание.

    16. Дарья:

      Подскажите, пожалуйста, каким законом необходимо руководствоваться в нашей ситуации. Ребёнок пошёл в первый класс. В школе он с 8:15 до 14-15:00, т.к. после уроков в школе обязательные кружки (внеурочная деятельность). Нам проблематично стало посещение мероприятий и кружков за пределами школы. Да и дневной сон очень сильно сдвигается… а у ребёнка гидроцефалия. Так что хотелось здоровье сохранить (хоть то, что мы имеем), а не потерять. Буду признательна за дельный совет.

      • Опирайтесь на то, что внеурочная деятельность — это не обязательная часть учебной программы. Вы можете их не посещать, причём за это никаких «наказаний» для ребёнка не может последовать.

        Про добровольное посещение внеурочной деятельности написано в приложении к СанПиН «Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся».

    17. Эльвира:

      Добрый вечер! Ребенок пошел в первый класс. В классе — 35 учеников и наиболее неприятно, что дети делят кабинет с 4 классом. 1 класс в первую смену, 4 класс во вторую. Наши первоклассники постоянно «бродят» из кабинета в кабинет. Законно ли это? Есть ли норма, что у 1 класса был обязательно свой кабинет? Чтобы они могли спокойно обучаться, собираться свои вещи, не переходить из кабинета в кабинет при продленке? Спасибо

      • 4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

        То есть хождения из кабинета в кабинет не должно быть.

    18. Евгения:

      Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если в школе уроки в школе начинаются в 8.00, то с какого времени могут впускать детей? У нас впускают за 10 мин до урока, а вся школа учится в первую смену. Является ли это нарушентем?

    19. Ирина:

      Добрый день! Окажите консультационную помощь, если это в Вашей компетенции. В непосредственной близости от школы начато строительство общественной бани. Будет забор к забору. Нас как родителей волнует правомерность строительства, безопасность детей. И баня будет находится в окружении домов, к ней необходим подъезд транспорта, дорогу к ней планируется провести по бывшей пешеходной зоне. Нужна помощь!

      • Ирина, этот вопрос не относится к санитарным нормам, потому вряд ли мы тут вам поможем.

        Как вариант: узнайте в администрации вашего района, получены ли все необходимые разрешения на строительство и благоустройство территории?

    20. Анна:

      Здравствуйте! Ребёнок учится во втором классе, периодически учитель вместо урока физкультуры проводит сдвоенные уроки, остальные по расписанию, например: чтение, математика, два русских и окр.мир, соответствует ли это нормам Сан Пина? И второй вопрос: можно ли детям на выходные задавать письменные задания?

      • По поводу первого вопроса, здесь нарушается сразу две нормы СанПиНа.:

        10.20 (…) Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается. (редакция 24.11.2015)

        и

        10.8. (…) В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). (редакция 24.11.2015)

        Вопрос домашних заданий на выходные не рассматривается СанПиНом последней редакции. Но есть Письмо Минобразования России от 20.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором говорится о том, что на понедельник домашние задания задавать нельзя. Но это означает лишь то, что, нельзя задавать задание в последний день учёбы по предмету, следующее занятие по которому будет в понедельник. То есть, если у вас математика в субботу и понедельник — задавать не должны. Если в пятницу (при шестидневке) и понедельник — могут.

    21. Нина:

      Здравствуйте! Я классный руководитель 10 класса, нас заставляют обязательно проводить раз в неделю классный час, но у детей каждый день по 7 уроков, приходится проводить его на восьмом уроке, хотя положено всего 34 часа в неделю нагрузки для старшеклассников. Как быть?

      • Классный час включён в подписанное директором расписание занятий? Если его нет в расписании, то он является дополнительным занятием, не учитывается в обязательной нагрузке и не является обязательным для посещения детьми.

        А вообще, вопрос нагрузки в данном случае лучше и решать с администрацией школы, уточнив, как предполагается соблюдать одновременно требования администрации и санитарные нормы.

        • Нина:

          Вот именно что,кл.час не внесен в расписание, а завуч по воспитательной работе требует проводить его каждую неделю, ходит и проверяет. Входит ли это в её обязанности и в праве ли она это делать?

          • Что входит в обязанности завуча, прописано в должностной инструкции. Включить туда можно всё что угодно.

            В целом, проверять могут, но на не посещающих классный час детей в вашем случае не может быть наложено никаких «штрафных санкций».

    22. Уля:

      Здравствуйте!
      Подскажите пожалуйста, я правильно понимаю, первый класс должен учиться в кабинете не выше второго?
      У нас третий этаж и на этаже нет холла, чтоб на перемене поиграть.
      И второй вопрос, уроки проводят в первом нашем классе от звонка и до звонка -45 минут.
      Как часто, в день или неделю, должны проводиться физкульминутки?

      • Про этаж смотрите ответы на частые вопросы.

        Там же о продолжительности уроков в первом классе.

        Про физкультминутки в СанПиНе сказано так:

        10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз…

        Без уточнений о продолжительности и частоте их проведения.

    23. Оксана:

      Здравствуйте. Помогите пожалуйста найти ответ. Везде сказано,что учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 ч. и нигде не говорится до какого времени максимум могут идти занятия во второй смене средней общеобразовательной школы. Со второй четверти дети будут учиться до 20.00 законно ли это?

      • Оксана, действительно, не ставит СанПиН ограничений по времени окончания учёбы. Так что администрация школы делает, и вполне законно, как ей удобно.

    24. Оксана:

      Здравствуйте,Первоклашки занимаются в актовом зале и некоторые упражнения делают на голом полу, нормально ли это..

    25. Евгения:

      Здравствуйте!
      Я мать второклассника, в этом учебном году все учатся в первую смену, ребенок сидит за партой очень маленького роста. Скажите, нарушены санитарные нормы в данном случае?

      • Не понятен ваш вопрос.

        Что значит «ребенок сидит за партой очень маленького роста»? Ребёнок маленького роста? Или парта низкая, не подходит под рост ребёнка?

        Что касается первой смены, то здесь точно нет никаких нарушений СанПиНа. Наоборот, так лучше для детей.

    26. Туяра:

      Здравствуйте!
      Скажите пожалуйста, у нас в школе прошел капитальный ремонт по отопительной системе и во время ремонта все решетки и укрытия батареи сняли и сейчас из-за телопотерь установили батареи без решеток и укрытий. Может ли стоять система отопления без решеток и укрытий?

    27. Маргарита:

      Добрый день. В школе на продленке детям запрещают выходить из класса. Только в туалет и с разрешения учителя. Дети вынуждены несколько часов проводить в помещении без активных движений. Им позволяют лишь играть в игры в телефонах и планшетах и читать. После обеда, 1-часовой прогулки и выполнения домашнего задания дети вынуждены ходить только по классу. Я считаю, что детям не хватает движения. Мой ребенок жалуется, что он очень устает. Скажите, пожалуйста, регламентируется ли распорядок групп продленного дня?

      • Да, регламентируется приложением 6 к Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10. В тексте санитарных норм оно есть. Там прописано, что продлёнка должна включать в себя кружковую работу, физкультурно-оздоровительные мероприятия, игры и викторины. То есть педагог на продлёнке должен организовывать досуг детей, а не только присматривать за ними.

        Рекомендуем обсудить эту проблему с директором школы.

    28. Екатерина:

      Здравствуйте подскажите пожалуйста мне. У меня пошел ребенок в 1 класс их в классе 28 человек. Все дети в начале года раздевались на стульях. После проведения родительского собрания решили сделать гардероб в классе. Представили проект на 60000 тысяч рублей. Большинство родителей не согласились. Решили купить просто 3 шкафа-купе 210 высота 1 метр ширина. Через месяц шкафы стали разваливаться. Стали представлять угрозу жизни и здоровью детей. Класс в этом году только открыли. Что нам делать.

      • Екатерина, проблему с отсутствующим гардеробом должна решать администрация школы, а не родители. Рекомендуем нажать на директора — написать коллективное обращение с требованием прекратить нарушение санитарных норм (пп. 4.5, 9.6) и организовать детям место для раздевания.

    29. Галина:

      Добрый вечер!

      Насколько правомерны письменные и устные домашние задания ученикам средней школы на каникулы? Я не имею в виду чтение художественной литературы.

      Заранее благодарю Вас за ответ.

    30. Олеся:

      Здравствуйте. Подскажите пожалуйста .Мой ребенок учится в третьем классе.Она плохо видит и поэтому мы принесли справку от окулиста,что сидеть ей можно не дальше третьей парты.Но учитель не выполняет требования.Говорит что у нее таких справок пол класса и рассаживает детей как хочет.Сейчас мой ребенок сидит на 6 парте.Кто должен проверять учителя выполняются ли требования?Или куда мне можно обратиться чтоб решили с ней этот вопрос?Договориться у нас не получается.Спасибо

      • Отговорки о том, что полкласса со справками, не оправдывают учителя. Учитель обязан учитывать ограничения здоровья каждого ребёнка. Вот об этом поговорите сначала с директором школы. Если и там не найдёте понимания, пишите жалобу в отдел образования вашего района. Ответ от них должен также прийти письменно, после проведённой проверки в школе и беседы с учителем.

    31. Лиля:

      Здравствуйте!
      Скажите, пожалуйста, можно ли в кабинете, где учатся дети 3 класса устанавливать МФУ?
      Не нарушает ли это санитарных норм?

    32. Светлана:

      Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста, обязательно ли задавать домашние задания по математике в 5 и 6 классах на выходные7 Спасибо.

      • СанПиН не рассматривает вопрос домашних заданий на выходные и каникулы. Есть один документ, в котором запрещено их задавать в начальных классах, а вот со средней школы, видимо, домашку могут задавать на любой день.

        В любом случае, рекомендуем вам обратиться к директору за прояснением ситуации В школах могут быть внутренние документы, регулирующие этот вопрос.

    33. Марина:

      Здравствуйте.Сын учится в 6 классе,каждый день по шесть уроков.Классный руководитель заставляет,именно заставляет,ходить на дополнительные 7 и 8 уроки.Это ведь является нарушением санитарных норм?

      • Шесть уроков в шестом классе — это максимально возможное, в пределах нормы. Вот тут подробнее.

        А что касается дополнительных уроков, то не понятно, как учитель может заставить детей посещать их? За руку ведёт? Грозит плохими отметками? Как?

        По СанПиНу, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе. Недельная продолжительность внеурочной деятельности не должна превышать 10 академических часов (10 раз по 45 мин.) независимо от возраста ребёнка и продолжительности учебной недели. (Приложение 3 таблица 3 к СанПиН).

        • Марина:

          Спасибо за ответ.Классный руководитель ругает детей если они пропустили дополнительный урок.Она говорит,что это обычные уроки и их надо посещать.А дети боятся,что их при всем классе будут ругать.Но тут ещё многое зависит и от родителей,а большинство все устраивает.

          • Марина, вам, видимо, нужно поговорить с классным руководителем. Надо, чтобы она понимала: вы знаете законы, вы знаете, что ребёнок обязан посещать, а что — нет. И прямо потребуйте её прекратить унижать вашего ребёнка при всём классе за пропущенные дополнительные занятия.

            Можно ещё с этой проблемой подойти к директору. Учитель не должен наводить ужас на детей. Хороший педагог достигает послушания, не унижая детей.

    34. Нина:

      При каких природных условиях ребенок может не ходить в школу? (ветер, низкие температуры,..)

      • Рекомендации по температуре и силе ветра, при которой дети могут не посещать школу, даёт региональный орган образования (департамент или министерство), а окончательное решение об отмене занятий в связи с погодными условиями принимается каждой школой самостоятельно. В последней редакции СанПиНа для школ этих рекомендаций нет.

    35. Наталья:

      Добрый день. Скажите пожалуйста, сколько времени положено на обед в школе третьекласснику. Мой сын учится во вторую смену. Кушают после второго урока в 14*50. Перемена 10 минут. Дети не успевают покушать. Просто глотают пищу. Напишите на какие нормативы САНПИНа сослаться.

      • Возможно, нужная вам норма прописана в санитарно-эпидемиологических требованиях к организации питания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    36. шуанат:

      Здравствуйте! Ребенок учится во втором классе.В классе 37 детей.Нормально ли это?

      • Всё зависит от площади класса. Изучите пункт 4.9 СанПиНа. Если нарушение норм налицо — пишите жалобу в Роспотребнадзор.

    37. ирина:

      Здравствуйте!В школьной столовой детям не дают кипяток.Предлагая покупать воду в буфете.Правомерно ли это?

      • Ирина, видимо, не правомерно. Но сначала изучите санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

        Если найдёте там соответствующую норму (а она должна быть), письменно потребуйте от администрации школы прекратить нарушение санитарных норм. Копию письма можете отправить в Роспотребнадзор и в районный отдел образования.

    38. Оксана:

      Дочь в 3 классе,нет классного руководителя,уроки преподают два учителя, уроки начинаются в разное время, правомерно ли все это?

      • Санитарные нормы не требуют ни закрепления за классом одного учителя, ни одинакового времени начала уроков. Однако это не означает, что ваша ситуация — нормальна. Обратитесь письменно в отдел образования, попросите дать оценку вашей ситуации с токи зрения закона. Скорее всего, на этом этапе учитель в ваш класс найдётся.

        Кстати, до этого можно пообщаться с директором школы и узнать, как администрация старается решить проблему. Вполне возможно, что решение уже найдено.

    39. Лариса:

      обязан ли учитель проходить учёбу по сан. минимуму каждые 2 года? может ли администрация отстранить меня от работы.P.S: за свой счёт к тому же проходим

      • Такого требования в СанПиНе мы не нашли. Возможно, оно существует во внутренних документах школы, что не запрещено законом.

        По поводу временного отстранения от работы, а также прохождения обязательной учёбы за счёт работника рекомендуем вам обратиться в прокуратуру или в орган по надзору за исполнением трудового законодательства. К санитарным нормам этот вопрос не относится.

    40. Вера:

      Здравствуйте,я педагог дополнительного образования.Занимаюсь собучающимися театральным творчеством,начало занятий через 10 минут после последнего урока,но инспектора отдела обаобразования настаивают на том,чтобы я переделала расписание,ссылаясь на СанПиН,что кружковая деятельность должна начинаться,через час после основных уроков.Где можно по подробнее об этом узнать,так как родителям это не удобно.Им лучше чтобы ребенок сразу остался на кружок.А инспектора,говорят что проверяющие иэ обрназора могут записать замечание.

      • В СанПиНе есть такой пункт:

        10.6. (…) Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

        Слово «рекомендуется» здесь ключевое. Нет прямого требования к перерыву. Но как посмотрят на эту формулировку ваши инспектора из обрнадзора, сложно предугадать. Можно поинтересоваться этим вопросом напрямую у них — до того, как они придут с проверкой.

    41. Виктория:

      Здравствуйте! Вопрос такой: дочка учится во втором классе. У ребят три урока физкультуры в неделю. Пятым уроком.После четвёртого у них обед. Ребятам приходится бежать на фи-ру после обеда!!! Ребята с полными животами явно не просто бегать и скакать! Скажите пожалуйста, на сколько это правомерно? Спасибо за ответ.

    42. Наталья:

      Здравствуйте! Встал в школе такой вопрос: необходимо заменить дверь в классе и немного сузить дверной проем. Есть ли какие-то требования по ширине проема? Прозвучало мнение, что ширина дверного полотна не должна быть меньше 90 см. Регулируется ли этот вопрос СаНПИН? Сами кроме требования экологичности материалов ничего не нашли.. Спасибо!

      • Добрый день! Действительно, СанПиН для школ не касается таких вопросов. Вам нужно посмотреть строительные нормы.

    43. Александра:

      Подскажите существуют ли какие-то нормы нахождения классного руководителя начальной школы в классе с детьми на переменах ? Столкнулись с ситуацией что дети на переменах без присмотра остаются так как наш классный руководитель является учителем француз. Практически. У всей школы

    44. Анна:

      Подскажите, пожалуйста, кто обеспечивает питьевой режим в школе? ( подмосковная). Мы сдаем деньги на воду, а кто не сдал тот не пьет. У учителя есть список кто может пить, а кто нет. 3 класс.

      • Сама школа обязана организовывать нормальный питьевой режим. Этот вопрос регулируется другим документом — санитарными нормами питания в образовательных учреждениях. Но в любом случае недопустимо, чтобы вода была только для тех, кто сдаёт на неё деньги. Смело жалуйтесь в Роспотребнадзор и в прокуратуру на такое нечеловеческое отношение (ну, и в первую очередь, конечно, на нарушение санитарных норм).

    45. Юлиия:

      Здравствуйте! У меня ребёнок ходит в первый класс. Два раза в неделю посещает музыкальную школу. Занятия в музыкалке начинаются через 10 минут после окончания последнего урока в школе и ребёнок не всегда успевает на занятия. Учитель в музыкалке за это её наказывает, ругает, снижает оценки. Скажите, должен ли быть какой-то перерыв между занятиями в школе и в музыкальной школе и правомерны ли действия учителя музыкальной школы. Спасибо!

      • Общеобразовательная и музыкальная школы — разные организации. Если у директоров нет желания составить расписание так, чтобы ученикам было удобнее, сложно что-то сделать. Хотя вы можете подсказать эту идею директору музыкалки.

        А ещё не лишним будет поговорить с учителем музыкальной школы, объяснить ситуацию и попросить не ругать ребёнка за опоздания.

    46. Олеся:

      Дочь учится во 2 классе, занятия начинаются в 13.50 и заканчиваются в 17.35. Законно ли такое время?

    47. Алексей:

      Здравствуйте. Ребенок в 3 классе, учебный год начал со второй смены через месяц перевели в первую. С 1 декабря опять переводят во вторую смену. Инициатива исходит от директора. Родители конечно против таких изменений но директор не идет на контакт. Вопрос: как часто могут переводить детей за один учебный год в разные смены ? Что в таких случаях нужно делать ?

      • Алексей, санитарные нормы как-то упустили эту тему. Я бы вам посоветовала обратиться в отдел образования — попросите (письменно, конечно) прокомментировать ситуацию и позицию директора.

    48. Юлия:

      Здравствуйте. Ребенок учится в 6 классе. Учитель дал ребенку в руки спрей очиститель окон и сказал им пшикать и оттирать парту. Ребенку стало плохо.При общении с директором было сказано, что они могут использовать любые средства. А виновата я, т.к.не сказала, что ребенок аллергик. Скажите, кто прав? Разрешено ли использовать хим. Быт. Средства детям в школе.

      • Юлия, нет ни запрета, ни разрешения на использование бытовой химии детьми в школе. В принципе, пока трудовое воспитание не введено в школах, никакой документ и не предусматривает такой ситуации, когда ребёнок мог бы использовать эти средства.

        Вызывает сомнения правильность действий учителя и комментария директора про то, что вы должны были сообщить о том, что ребёнок — аллергик. Зачем вам было это говорить, если образовательный процесс не предусматривает использование химии? Очевидно, учитель должен был уточнить у ребёнка, нет ли у него аллергии на бытовую химию.

        Если вы очень хотите найти и наказать виновных, можно обратиться в правоохранительные органы.

    49. Надежда:

      Добрый день.
      Подскажите, пожалуйста, есть ли какие то нормы по следующей ситуации: сейчас зима дети поиходят в школу в снежной обуви, поэтому холле где они разуваются и переодеваются вокруг лужи. Плитка скользкая. Положены при входе маленькие коврики, которые никак не предотвращают попадание снега и грязи в школу.

      • Надежда, очевидно, в вашем случае надо потребовать от администрации следить за качеством работы уборщицы.

    50. Наталья:

      Здравствуйте ! Подскажите пожалуйста, ребёнок 1 класс, школа новая, ввод в эксплуатацию 2013 год, в учебном помещении, где проходят уроки нашего класса, организована группа продлённого дня. Доходит до того, что наши дети ещё не собрали свои вещи с парт, а дети, посещающие продленку уже занимают помещение. При всём при этом, в соответствии с санпином имеются две спальные комнаты, но игры, и собственно сбор детей проходит в «нашем» с позволения сказать классе. И если можно, вопрос про гардероб- есть ли нормы площади на одного учащегося, в нашей новой школе под гардероб отведено помещение площадью примерно 18,0-20,0 кв.м. , с металлическими вешалками крючками, один повыше, другой пониже, предположительно для сменной обуви, в котором самостоятельно раздеваются все учащиеся начальной школы. Это примерно 140-150 человек. Спасибо заранее за ответ.

      • По поводу продлёнки. Рекомендуем вам обратиться к учителю и попросить её поговорить с ответственными за организацию продлёнки педагогами.

        Площадь гардероба СанПиНом не уточняется.

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.