• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • АПРЕЛЬ
  • Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (830) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Татьяна:

      Подскажите пожалуйста,есть ли какие-то обязательные нормы как ребёнок должен приносить спортивную форму на урок физкультуры? У меня ребёнка не допускают третью неделю до урока,потому что у него трико и футболка одета под брюками и рубашкой. Пыталась поговорить,что сейчас на улице зима и он всегда одевает зимой под низ трико,так для чего ещё носить одни? Но мои разговоры учитель игнарирует и принципиально не допускает ребёнка на урок. Кто из нас прав? В законе есть конкретный запрет носить форму под одеждой? Или я могу куда-то пожаловаться?

    2. анастасия:

      Здравствуйте!у нас в школе в туалетах нету ни мыла,ни бумаги,ни полотенец.горячая вода отсутствует.некоторые краны вообще не работают.в раздевалках есть душевые и туалет,но двери закрыты на замок.на территории школы точнее на футбольном поле большие ямы и бутылки бьют.очень много нарушений.куда обращаться.?

    3. Салим:

      Добрый вечер, подскажите сколько должно быть в школе мусорных ведер на этаже? Есть ли какие-то нормы?

    4. Татьяна:

      Здравствуйте. Моя дочь учится во 2 классе. Сегодня сюрпризом их вывозили на кладбище положить цветочки…Скажите, имеют ли они право, вывозить детей за пределы школы без разрешения родителей?

      • Этот вопрос регулируется не санитарными нормами, которые касаются только безопасности нахождения детей в школе и их обучения. Есть определённые документы, регламентирующие правила перевозки детей. Если я правильно понимаю, они шли не пешком. Согласно этим правилам, родители дают не просто согласие на то, чтобы ребёнок покинул пределы школы, но и временно передают ответственность за своего ребёнка на сопровождающего. Да и ГИБДД должна быть уведомлена о том, когда и по какому маршруту поедет группа детей. Так что организовать такую поездку неожиданно и без предупреждения детей — нарушение правил перевозки.

    5. Надежда:

      Скажите запрещено ли вешать шторы на окна? Спасибо

      • Наоборот, они нужны.

        7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
        Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
        В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

    6. Елена:

      Добрый день. У меня внук в этом году идет в первый класс. И 27.08.18 года на собрании в школе было сюрпризом, что классы находятся на четвертом этаже.
      Как такое может быть? А техника безопасности где? А куда смотрят пожарники? Т.е. когда случится беда(как в «Зимней вишни») тогда и решать проблему будем, или откупимся как всегда? Кто решает такие вопросы?

      • Елена, варианты, куда отправлять жалобу, ЯрМалыш перечислил здесь . Но для начала рекомендуем поговорить с директором. Обычно, если достаточно настойчиво требовать соблюдения норм и правил, вопрос решается на этом уровне.

    7. Анна:

      Здравствуйте! У нас начальный блок школы в прошлом году перевели на 5-дн. неделю обучения. Проучились год и администрация школы настаивает вернуть обратно на 6-дневку. Объясняют это тем, что при проведении тестов и контрольных дети ухудшили свои результаты. Нормативы часов по всем предметам не нарушены. Правомерны ли их действия сейчас?

      • Здравствуйте!
        Действия администрации абсолютно правомерны, так как решение о пяти- или шестидневке принимается именно на уровне школы. Если это взвешенное решение, то, возможно, стоит к нему прислушаться.
        С другой стороны, если большинство родителей против возврата к шестидневке, можно написать обращение к директору от имени этих родителей. Попросите общешкольного родительского собрания для обсуждения этой темы или хотя бы собрания родительских комитетов классов.

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.