• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Основные положения СанПиН для школ

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»

     

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

    Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

    Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

    Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

     

    Территория школы

     

    Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

    Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

    Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

    Территория школы должна содержаться в чистоте.

     

    Здание школы, помещения и их оборудование

     

    В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

    Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

    В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

    Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

    Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

    В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

    Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

    Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

    Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

    В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

    Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

    Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

     

     

    Начальные классы

     

    В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

    Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

    Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
    • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
    • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
    • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
    • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

     

     

    Старшие классы

     

    Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

     

    Группа продлённого дня

     

    Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

    Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

     

    Образовательный процесс

     

    Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

    Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
    • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
    • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

    Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

    При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

    С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

    Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

    При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

    Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

    Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

    В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

     

     

    Ученики

     

    Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

    Комментариев (810) к «Основные положения СанПиН для школ»

    1. Татьяна:

      Здравствуйте! На базе нашей начальной школы часто проводят олимпиады в урочное время различных уровней и у детей отменяют многие уроки! Сейчас еще и решили переносить учебный день на субботу! Можно ли противостоять этому беспределу? Спасибо!

      • Вероятно, вам следует обратиться в областной департамент образования. Изложите свою жалобу. И желательно, если она будет подана от коллектива родителей, а не от одного человека.

    2. Ольга:

      Здравствуйте,помогите разобраться.Дочь учится в 6ом классе во 2ую смену..у них ставят по 7 уроков в день два-три раза в неделю при 6тидневке,причем называя их нулевыми.Но уроки эти не дополнительные внеклассные,а обычные предметные. Количество часов общее в неделю не нарушают,ставя в другие дни по 4-5 уроков,иногда по субботам культпоходные мероприятия.Но сам факт присутствия дней по 7 уроков противоречит же допустимой нагрузке? Плюс к тому,что у них перемены за весь день: 10мин. 15 мин.(поесть) 10 мин.5 мин.5мин 5мин.А где их право на отдых?кому жаловаться?Спасибо.

      • Ольга, по количеству уроков нормы не нарушаются. Смотрите подробнее в ответах на частые вопросы.

        А вот с переменами беда у вас. Смотрим СанПиН:

        10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

    3. Татьяна:

      Здравствуйте! Подскажите пожайлуста для 1го класса есть какие-то нормативы по посадки детей на места. В нашем классе учитель как посадил детей 10 сентября так они и сидят уже 2 четверти. И сколько раз в году ребенка надо пересаживать.

      • Татьяна, норма для всех классов одна:

        5.5. (…) Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

        • Евгения:

          Здравствуйте! Ребёнок учится в 1-ом классе, с ростом 127 см сидит на 4 парте ( в ряду всего 5), т.е на предпоследней. Иной раз учитель сажает его на последнюю. На физкультуре он 2-ой с конца, т.е. Ростом невысок в сравнение со своими одноклассниками, жалуется что плохо видит текст с доски из-за того, что высокие ребята сидят впереди его. Есть ли правило касательно посадки детей связанных с ростом?

    4. Ольга:

      Подскажите пожалуйста в нашей школе отсутствует вентиляция коридоров , ни приточной ни вытяжной вентиляции нет . В классах есть одно отверстие которое называют вытяжкой и все , дышать не чем, у ребенка к концу дня болит голова. Я обратилась к директору школы с вопросом планируется ли монтаж вентиляции в школе , на что мне ответили что в школе все хорошо , и все документы у них есть что все в норме. А если мне плохо дышится в школе , мне предложила директор школы подыскать другую школу. Документы может и есть но вентиляции же нет, она просто отсутствует . Должна ли быть вентиляция в школе , куда посоветуете обратиться .

      • Ольга, отсутствие вентиляции недопустимо!

        6.1. Здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

        Если вы настроены серьёзно, то вам бы следовало сначала написать запрос в Роспотребнадзор — поинтересоваться, каким образом разрешается действовать учебному заведению без системы вентиляции. После ответа — действуйте в соответствии с тем, что вам напишут (да, общение — только в письменном виде). Если ответ вас не удовлетворит — пишите жалобу в прокуратуру на несоблюдение санитарных норм. Копии всех жалоб (в Роспотребнадзор и, если понадобится, в прокуратуру) отправляйте в департамент (региональное министерство) образования.

        Удачи!

    5. Юлия:

      Доброго времени суток, необходим ответ . Чем должен заниматься ребёнок во время физкультуры, если есть освобождение от физкультуры, как часто болеющих ребёнок. У нас получается так неделю болеем выходим на учёбу с остаточными симптомами, почему то уроки проводятся в подвальном помещении оборудованном под тир, по итогу педагог заставляет заниматься ребёнока в школьной одежде, так физ-е не берём поскольку есть освобождение. Получается подстываем заново и снова на больничный. Аргументирует тем что позже она тогда не сдаст нормы. Каким уроком по нормам должна стоять физкультура? У нас второй класс постоянного стоит третьим уроком допускается ли?

      • Для тех, у кого от физкультуры освобождение, существует теория. Даже учебник по физ-ре есть. По нему и даются задания. Но это не СанПиН регулирует, а программа обучения.

        Если учитель не осознаёт последствий физической нагрузки на неокрепший организм, это могут объяснить родители. Если учитель не понимает — не лишним будет обратиться с жалобой к директору. Учитель нарушает требование санитарных норм сохранять здоровье детей.

        Физкультура может стоять любым уроком. Главное, чтобы следующим не шёл письменный предмет.

    6. Алена:

      Здравствуйте! У ребенка во 2 классе в пятницу на 2 уроке было изложение, после этого пришел завуч и провел на 3 уроке срез по математике. Конечно большинство детей написали на 2. Как должны проводится срезы в начальной школе?

      • Читаем СанПиН:

        В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4-м уроках.

    7. Ольга:

      Подскажите, как рассматривать классный час в начальной школе, а именно урок и его необходимо включать в общую нагрузку, внеурочную деятельность (и это тоже необходимо где-то учитывать) или еще как-то?

      • Если классный час внесён в расписание наряду с образовательными предметами, то он является обязательным. Если же классного часа в основном расписании нет, то посещение его является добровольным.

        Ссылаться при этом следует не только на СанПиН, но и на закон «Об образовании».

    8. Татьяна:

      Может ли администрация школы сократить продолжительность школьных каникул без причины?

      • Без причины ничего не делается. Какое-то объяснение должно этому быть.

        По нынешним правилам, администрация школы самостоятельно назначает даты и продолжительность каникул. Но если вы с чем-то не согласны, можете письменно попросить аргументировать сокращение каникул и далее ответ администрации отнести в отдел образования и попросить прокомментировать.

    9. Любовь:

      Скажите пожалуйста, можно ли в 1 классе проводить спаренную физкультуру, в зимний период, когда проходят уроки на улице на лыжах?

      • Да, и п. 10.8 СанПиНа (редакция 24.11.2015) прямо говорит, что именно при проведении занятий на лыжах или в бассейне занятия физкультурой могут быть сдвоенными. Относится это ко всем начальным классам.

    10. Сергей г.Серпухов:

      Уважаемый Администратор(простите не знаю вашего имени отчества), доведите, пожалуйста, до сведения участников форума одну простую мысль. ШКОЛА в НАЛОГОВОЙ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, А НЕ КАК ГОС. УЧРЕЖДЕНИЕ. (это можно определить по школьной печати, первая цифра 1- юр. лицо 2-гос учреждение 3-физ. лицо). Что это означает? А то что навязывать что-либо юр. лица ВАМ не могут. ВЫ решаете что и как должно быть. Это ВАШИ дети. В прокуратуру ходить не нужно, у них вообще регистрации нет( но это уже другой вопрос). Берите ВСЁ в свои руки. Вы не бандиты,не дегенераты- вы ХОРОШИЕ люди. Вы плохого не сделаете. Желаю всем удачи!!!!!

    11. Николай:

      Скажите пожалуйста, не противоречит ли нормам САНПиН размещение раздевалок в кабинете химии, где учатся старшие классы. Спасибо

      • Противоречит. Для переодевания должны быть оборудованы гардеробы. Или так:

        9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

    12. Галина:

      Здравствуйте. Как нам поступить? В классе 21 человек. На предмете Английского языка учатся в полном составе. Кабинет выделили на 20 посадочных мест, больше свободного места нет, т.е. один ученик вынужден всегда сидеть за партой третьим, 1 ряд вплотную к окну, второй ряд к стене, парты стоят плотно, в конце ряда шкафчики. Это 5 класс, на уроке очень шумно, тесно. В конце ноября мы, родители, выяснили причину плохого поведения на уроке, пошли к заучу. Она согласилась, что кабинет не предназначен для 21 человека. Весь декабрь демонстративно детей гоняли по разным кабинетам, но вот наступила 3 четверть. Выставили расписание, где указали всю четверть дети будут заниматься в тесном, маленьком кабинете. Мы понимаем, что нам нужно теперь обращаться письменно. Но как правильно сделать, писать директору, который об этом знает или куда?

      • На мой взгляд, правильным было бы написать коллективную жалобу на имя директора и отправить почтой (принести лично) её копии — в Роспотребнадзор и в региональную структуру, ответственную за образование (департамент или министерство).

        В жалобе желательно указать нормы СанПиНа, которые нарушаются. Так будет убедительнее.

        Удачи!

    13. Оксана:

      Добрый день! Подскажите пожалуйста, у моего ребенка в школе на этаже где занимаются начальные классы на стене в коридоре висят пять больших зеркал, которые дети бьют каждый год и не один раз в год, то чем нибудь, а то и своими телами. Зеркала не убирают, а родители ставят новые. На мое замечание что зеркала не должны там висеть, мне ответили что наши дети должны себя вести так чтобы они не разбивались. Должны ли они там висеть и куда мне обратиться? Заранее спасибо.

      • Добрый день! Требований к зеркалам в СанПиНе нет.
        Есть один неочевидный, но очень простой способ избавиться от зеркал, которые часто бьют, — не сдавать деньги на них. Всё, что необходимо, школа должна покупать из собственного бюджета. Привлечение родителей в обязательном порядке называется поборами и карается в соответствии с Уголовным кодексом.

    14. Евгений:

      Здравствуйте! При каких температурах зимой можно кататься на лыжах в 3 классе

      • Зависит от климатической зоны, в которой вы проживаете. Смотрите Приложение 7 к СанПиНу. Ссылка на текст санитарных норм есть на странице обсуждений.

    15. Марина:

      Здравствуйте мой сын учится в 3 классе ,очень много задают домашней работы,матем номеров 5,руск 1-2 номера,окружающий параграф + рабочая тетрадь ,чтение в рабочей тетради стр 10.и все это мы учимся часов за 5-6.учимся во вторую смену так что приходиться учить вечером до 1 часу ночи а утром повторяем,на наш вопрос учителю когда все это мы будем учить,в ответ слышим учите ночью как нам быть

      • 1. Ознакомьтесь с санитарными нормами. А именно с п. 10.30:

        Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

        2. Ознакомьте с ними учителя.

        3. Требуйте соблюдения норм.

        4. При отказе учитывать нормы нагрузки пишите жалобу на имя директора.

        И не бойтесь действовать. Если вы промолчите, то кто же ещё заступится за вашего ребёнка?

    16. Ирина:

      Добрый день. Наша учительница посадила моего сына в 1 классе на самую последнюю карту, средний ряд. По рочту он не высокий, сидит там до сих пор (3 класс), пересаживать не хочет, ссылвется на поведение. Ортопед и невролог Говорят надо пересаживать его ближе, Постоянно уривиь спину, чтобы видеть за другими детьми. Справку не дают. Могу я требовать от учительница пересадить и на каких основниях?

    17. Наталья:

      Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, допустимо ли нахождение кабинета начальной школы рядом с кабинетами старшеклассников? Отдельного входа нет, никак не обозначена террритория начальных классов, туалеты общие со старшеклассниками. В туалетах школы кабинок нет совсем, унитазы стоят просто в ряд. Правильно ли, что дети (3 класс) на урок ИЗО и английского языка идут на другой этаж, да ещё без сопровождения взрослых? Заранее спасибо.

      • Наталья, рекомендуем вам изучить СанПиН, выписать все нарушаемые нормы и отправить жалобу в местный Роспотребнадзор. Ответить вам должны также письменно. Если ответ вас не удовлетворит (а это возможно, ведь Роспотребнадзор до сих пор закрывал глаза на явные нарушения), то следующим шагом — жалоба в прокуратуру.

    18. Евгения:

      Добрый день! Скажите пожалуйста, какого размера должен быть классный кабинет для начальных классов из 21 человека, и как быть если кабинет не отвечает требованиям а директор не выделяет другой класс?

    19. Екатерина:

      Здравствуйте скажите пожалуйста, как быть ? Директор нашей школы требует со всех родителей объяснительные в письменной форме на тему почему мой ребенок не постоянный клиент школьной столовой, законно ли это, ведь питаться или нет это лично дело каждого. И возможно ли в школьной столовой в буфете продавать выпечку.

      • Требование директора вы вполне можете игнорировать.

        В что касается выпечки, то меню должно соответствовать другому СанПиНу: санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    20. Наталья:

      Скажите пожалуйста, допустимо ли в 1- ом классе проводить первым уроком урок физкультуры? Сейчас занимаются на улице, приходят все сырые. Спасибо .

      • Допустимо, если соблюдается требование Приложения 3 санитарных норм:

        Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

    21. Татьяна:

      Добрый день. Подскажите пожалуйста,есть ли норма,правило или другой регламентирующий документ в отношении дежурства детей в начальной школе. Основной вопрос-детей заставляют выносить мусор из кабинета в мусорные баки стоящие за школой. Первое-уроки во второй смене заканчиваются в 18-15,темно, идут по темноте туда, второе-баки высокие,закрыты плотно крышками. Я,взрослый человек,пыталась открыть,но с моим ростом и силами оказалось не просто. Далее-ребенок должен после уроков,собрать мусор,завязать пакет,с пакетом,мусором и мешком сменки идти в гардероб. Следить чтоб никто из учащихся этот мешок с мусором не растащил, не порвал и не раскидал…После одеться,переобуться и по темноте дойти,каким-то образом выбросить в бак,вернуться в школу,опять переобуться,пройти к ближайшей раковине и вымыть руки. Еще раз переобуться и идти домой. Можно идти домой с грязными руками,п осле общественных мусорных баков,которые даже работники муслровоза открывают руками в перчатках….разговор с учителем бесполезен,у нее ответ-ребенок обязан вынести пакет в мусорный бак. Проход по школе,через боковой выход запрещен. Должны выносить обходя по улице. Как быть? Это опасно для детей и с точки зрения темноты и с точки зрения здоровья- рчтоьы открыть бак они практически к нему прижимаются ..

      • В отношении дежурства детей в школе отсутствуют вообще какие-либо документы, принятые на федеральном уровне. Рекомендуем вам обратиться к директору спросьбой прокомментировать требование учителя выносить мусор, то есть выполнять такую негигиеничную работу. Пока на уровне государства не принят закон о дежурствах и летней практике, вы можете, если не найдёте понимания со стороны директора, нажать на неё нормой СанПиНа:

        10.27. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

        Можно также попросить местный Роспотребнадзор прокомментировать данную ситуацию.

    22. Сергей г.Серпухов:

      Здравствуйте. Слышал, что по новым нормам САНиПИНОв обязываю проходить фтизиатора. Мне кажется, что не может никто никого обязывать проходить врачей. Что скажете?

      • Не было никаких таких правил. Если кто-то будет убеждать вас в обратном, требуйте подтверждающего документа.

        Ну, и, как всегда, даже принятый на федеральном уровне закон по юридическим правилам считается недействительным, если противоречит Конституции, которая даёт право гражданину самому выбирать, пользоваться ли медицинскими услугами.

    23. Лариса:

      Здравствуйте, подскажите пожалуйста, должна ли школа обеспечивать отдельным кабинетом каждый класс? Ребенок в первом классе , своего кабинета нет,выделили временный, после четвертого урока туда приходят ученики второй смены и наши на пятый урок и продленку бегут в другой свободный кабинет и каждый раз он разный, директор ссылается на нехватку кабинетов. В следующем году дадут другой временный кабинет. Что нам делать и куда обращаться?

      • Действия директора нарушают санитарные нормы. Читаем СанПиН:

        4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

    24. Татьяна:

      В соответствии с действующими нормами обучение в 5 классах в обязательном порядке должно быть организовано в первую смену. Возможны ли исключения, например для спортивных классов? Если да, то подскажите пожалуйста в соответствии с какими нормативными правовыми актами.

    25. Иринп:

      Добрый день! Подскажите при какой температуре воздуха ученики 1-го класса могут заниматься физкультурой на улице?

      • Смотрите приложение 7 в тексте санитарных норм (ссылку найдёте вверху страницы). Это зависит не только от возраста детей, но и от скорости ветра и климатической зоны.

    26. Елизавета:

      Здравствуйте! У нас в школе практически каждый день проводят по восемь уроков,если считать классный час по пятницам(30 мин),то вообще девять. Учительница по обществу вообще зачастую не отпускает на перемену,да ещё и приглашает к 19:00 на так называемые «обязательные» уроки. Стоит отметить,что учимся мы только в первую смену. Конечно же,говорить о контрольных вообще уже не приходится. В день их может быть три,и то и четыре.
      Когда училась в начальной школе,в день было по 6-7 уроков.
      Пошла

    27. Александр:

      Здравствуйте, нашего ребёнка отстранил от занятий, директор школы, учимся в 7-м классе. Требуют справку от фтизиатра, т.к. мы отказались от пробы Манту, но мы с 2012 года предоставляем рентгенографию, регулярно. До настоящего времени это всех устраивало, а сейчас вдруг всё изменилось. Причём отстранили без предупреждения, 09.03.17 вручили уведомление, а 10.03.17. не пустили в школу. Правомерны ли действия директора школы?

      • Александр, если ваша проблема ещё не решилась, то рекомендуем:
        1. Ознакомиться с этим материалом.
        2. Брать уведомление и нести его в прокуратуру, писать жалобу на директора школы о нарушении гарантированного Конституцией права на образование. Ни один закон не даёт права отстранять ребёнка от учёбы на основании отсутствия пробы Манту или любой другой формы туберкулинодиагностики. Больного ребёнка — да, должны отстранить, но так как нет данных о здоровье ребёнка, то нет и оснований для отстранения.

      • Сергей г.Серпухов:

        Александр, привет. Проблема эта набирает обороты повсеместно. Дело вот в чём. По новым САНПИНАМ могут отстранить от занятий если проба МАНТУ не удовлетворительно. НО если ты не делаешь пробу, то это твоё дело и отстранять не могут. Чиновники просто не»секут» в законах. Нужно это им разъяснять. Мне дают «писульку» где просят дать согласие на проведение этой самой манты, я пишу отказ. И ВСЁ. Моего ребёнка никто не трогает. Пусть попробуют.

    28. Вера:

      Здравствуйте! Мы учимся в лицее-интернате . Лицей учится только в первую смену . В этом году мы идём во второй класс и узнаем,что во вторую смену . При том,что все остальные учатся в первую смену . 2 и 3 классы вообще на поблажках ( есть продлёнка).У них на класс по 3 кабитета -это раздевалка , игровая и сам класс. На нашу просьбу к директору решить проблему было сказано , если не нравиться забирайте документы , а если будите жаловаться расформирует классы . Вопрос: Правомерны её действия ?! И может ли лицей изменить устав в одностороннем порядке ?!

      • Из вашего вопроса к санитарным нормам относится только тема обучения второго класса во вторую смену. СанПиНом это не запрещено. Несмотря даже на то, что повсеместно сейчас стараются переводить начальную школу на первую смену.

        Остальное — юридические вопросы. Кстати, если вы прочитаете устав школы, возможно, что-то прояснится.

    29. алена:

      скажите пожалуйста где я могу найти тесты по санпину для уборщиц

      • Для каждого учреждения свои требования к уборке, и они отражаются в санитарных нормах для этого типа учреждений. То есть если вам нужны требования к уборке школ, то искать их нужно в СанПиНе для школ. Ссылка на текст этого СанПиНа есть на этой странице.

    30. Оксана:

      7 класс . Расписание уроков на среду составлен таким образом, что физкультура 3 и 5 уроком. Между этими уроками -урок русского языка. Это правомерно???

    31. Юлия Владимировна:

      комиссия требует установки ведер с педалью в коридорах школы ссылаясь на нормы и требования СанПиНа…я не нашла такого пункта. В санитарных комнатах у нас стоят такие ведра. Помогите разобраться и поступить правильно

      • СанПиН вообще не требует установки вёдер в коридорах. Учитывая, как дети отдыхают на переменах, эти вёдра будут часто переворачиваться, что совсем не гигиенично. Вы вполне можете обжаловать требование комиссии, ссылаясь на отсутствие соответствующих требований в СанПиНе.

        Кстати, когда вам указывают на норму какого-то документа, всегда полезно потребовать номер этого документа и пункт, на который ссылаются. Так у вас не будет возникать подобных трудностей.

    32. Елена:

      Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, разобраться. Дочь учится в 5 классе, 12 лет. начали ходить в бассейн вместо одного из последних уроков физкультуры, потом сразу домой. Бассейн находится в другой части города. Наш город небольшой. Но тем не менее, в нашей семье не практикуется ещё пока разгуливание ребёнка по улицам без сопровождения взрослых, за исключением близлежащих территорий. Школа — находится рядом с местом проживания, ребёнок ходит один. Но бассейн находится достаточно далеко — 2-3 км. Организовать сопровождение детей до бассейна и обратно школа отказалась, мотивируя тем, что это не прописано в Уставе. Дети предоставлены сами себе туда-обратно — ходят одни. Учитель физкультуры их только встречает в бассейне. Говорила с классным руководителем — максимум, что она может рассмотреть — самой отводить детей, а обратно — опять же пусть возвращаются сами, как хотят. Существуют ли нормативные акты, где прописано чётко до какого возраста школа обязана организовывать сопровождение детей? Ведь посещение бассейна — это часть учебного процесса, пропускать нельзя и каким образом школа может контролировать детей и нести ответственность за них, если нет сопровождения?

      • Елена, ваш вопрос не относится к санитарным нормам. Вам, наверно, нужно оперировать законом «Об образовании».

        Советую обратиться с этим вопросом в областной департамент образования (или как называется ваша региональная структура, заведующая вопросами образования?). Что в бассейн учитель обязан провожать детей — это точно (если с ними что-то случится по дороге — он несён уголовную ответственность!). С дорогой назад — не знаю, надо изучать законы.

        Кстати, ещё можно обратиться за помощью в прокуратуру. Если вас не устроит ответ чиновников от образования.

    33. Яна:

      Добрый день. Подскажите пожалуйста есть в статья регламентирующая деления класса на две группы по иностранному языку, если язык один только английский. Спасибо

    34. Светлана:

      Здравствуйте! Подскажите пожалуйста правомерна ли вторая смена второй год подряд для учеников начальной школы. А именно сейчас заканчиваем 2 ой класс. Куда обратиться, чтобы решить вопрос о первой смене на следующий год. Спасибо.

      • Правомерна. Санитарными нормами запрещена вторая смена только в 1-ом и выпускных (9-ый, 11-ый) классах.

    35. Залина:

      Здравствуйте . МЫ учимся в первом классе небольшой школы . На первых классов набрали 5 по 40-47 детей в классе.Как я уже писала школа маленькая а учащиеся в нем дети превышают возможности школы . Школа настолько переполнена учениками не только с других районов но даже с других сел. (80 % учеников приезжают с других районов и сел ) — на перемене детям приходиться буквально пробиваться сквозь толпу . Старше классики всего навсего расталкивают первоклашек. Мой ребенок неоднократно приходил с выбитыми коленками и ладошками.
      Вопрос- а если какая нибудь экстренная ситуация?
      Или к примеру авария или пожар?
      Из за переполнености школы учениками- Учителя на наш классно просто не хватило . Половину года нам просто замечали а вторую половину временно дали вести учителю который ведет третий аласс
      2. Начиная со второго класса введена вторая смена из за того что школа переполнена а классов не хватает. Так- как, ребенку 7-8 лет на игравшись целый день вечером до 4-5 ч учиться. ?
      И всплывает вопрос -как это будет влиять на успеваемости и на общее состояние детей?
      Я мать- одиночка двоих детей . Работаю и как , каким образом мне вести ребенка во вторую смену в школу?

    36. Юлия:

      Здравствуйте. Завуч заставил провести словарный диктант за год и счет на время в 1 классе в понедельник 8 мая, когда у детей не рабочее праздничное настроение, уроки сокращены, половина класса отсутствовала. Результаты этих работ очень низкие. Имел завуч на это право?

      • Проводить проверочные работы можно в любой день. А вот что касается двух проверочных в один день, то санитарными нормами это не рекомендуется делать.

    37. Любовь:

      Здравствуйте!Где можно ознакомиться с текстом новых СанПиНов, подскажите, пожалуйста. Никак не могу найти в сети.

    38. Елена:

      Здравствуйте! За две недели до конца учебного года ученики старших классов вымыли губками новое покрытие в спортзале и директор школы запретил проводит занятия в школьном спортзале, на улице ещё холодно и слякотно, в связи с этим занятия физ. культурой не проводятся. Законно ли это. Кстати, губками полы мыли сами ученики на уроках физ-ры. Второй вопрос. Директор школы закрывает туалеты в помещении с началом весны и осенью, до наступления холодов, оправляя в общественные на улице, а это правомерно? За ранее спасибо.

      • Физкультуру проводить нужно обязательно. Заменять её какими-либо другими занятиями — запрещено.
        Жалуйтесь в отдел образования.

    39. Александр:

      Добрый день! Хочу задать следующий вопрос. Дочь учиться в 7 классе, переходит в 8 ой. Школьная администрация, под конец года, проинформировала учащихся и их родителей, что школа вводит новый график учебного процесса. Заключается он в следующем: дети, как обычно приходят в школу к 8:00 и занимаются до 14:00, далее идут на отдых на два часа, до 16:00 и далее занимаются на выбор по профильным предметам ещё до 19:00, всё это обязательно. Я прекрасно понимаю, что нормы будут нарушены и большая часть родителей, а так же педагогов, категорически против. Вопрос: как вернуть администрацию в правовое поле и не ставить эксперименты над детьми? Школа находится в ста километрах от Санкт-Петербурга, город не крупный, но школа не одна.

      • Александр, я вижу тут два пути:
        1. Написать коллективное письмо на имя директора с указанием санитарных норм, которые будут нарушены в случае с новым расписанием. В письме потребуйте составить расписание таким образом, чтобы не нарушалось право детей на отдых.
        2. Прямо с 1 сентября все поголовно дети будут игнорировать занятия, не включенные в расписание. А все занятия включены быть не могут, так как это не позволят сделать проверяющие органы.

    40. Валерия:

      Здравствуйте! Закончили 2-ой класс,учитель на собрании объявила,что в 3-м классе 3 раза в неделю по 20 минут на ШЕСтом уроке -с 20-минутным перерывом после 5-го урока -будет Обязательным проходить дополнительное образование. На вопрос»почему на шестом уроке»,учитель сказала,что каждый день,то есть 5 дней в неделю будет по 5 уроков. Разве это соответствует СанПину? Могу ли я требовать,чтобы было ,как у нынешних 3-го и 4-го класса по 4 урока два раза в неделю, и не ходить на дополнительное? спасибо!

      • По нормам количества уроков смотрите ответы на частые вопросы.

        По дополнительному всё просто: да, вы имеете право не посещать эти занятия, так как они являются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ. Обязательно только то, что включено в расписание.

    41. Ирина:

      Здравствуйте, подскажите пожалуйста. В нашей школе с 2015 года обучение всех классов проходит в первую смену, кроме трех третьих и двух четвертых. Эти классы учатся в среднюю смену не имея своего постоянного кабинета. Средняя смена начинается с 10:45 либо с 11:45 . В будущем учебном году мой ребенок идет в третий класс и тоже в среднюю смену. Законно ли это?

      • Ирина, СанПиНом не предусмотрена никакая «средняя» смена. Обратитесь за разъяснениями в Роспотребнадзор и потом, возможно, ещё в отдел образования вашего района.

    Ваш комментарий к admin



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.