Игры для мамы с малышом с первых дней до года
От рождения до 3-х месяцев
Бубенчики
Расположите малыша у себя на коленях. Для проведения игры вам понадобятся бубенцы. Позвените ими справа или слева от ребёнка так, чтобы малыш мог их ещё и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребёнка – прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените ещё раз, а после того как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их ребёнку. Показывая малышу бубенцы, прочитайте стишок:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
Тушки-тутушки
Положите малыша на спинку, дотрагиваясь до разных частей его тельца, напевно произносите слова потешки. При словах «тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте малыша по разным частям го тельца:
Тушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешон,
Высоконько взошёл!
Вскоре малыш при каждом прикосновении начнёт улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения в другом месте:
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
А две – … (имя ребёнка)!
В какой-то момент прекратите игру, отстранитесь от малыша, приглашая его к эмоциональному общению с вами.
По улице мостовой
Положите малыша на спинку. Обхватив ручки малыша в запястье, осторожно сгибайте и разгибайте их, в ритме неторопливой песни:
По улице мостовой
Шла девица за водой.
Хлопайте ладошками малыша, вызывая у него радостные эмоции.
Повторите песенку, выполняя действия с ножками ребёнка: сгибайте-разгибайте их в коленочках, затем поочерёдно постукивайте пяточками по поверхности, на которой лежит малыш. Далее сделайте в игре паузу, приглашая своей улыбкой малыша к эмоциональному общению.
Свет-светлячок
Потрите кулачки малыша друг о друга, а когда пальчики ненадолго раскроются, вложите свои большие пальцы в ладошку малыша:
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин молока
И кусок пирога!
Если во время игры у малыша появилось желание «поговорить» с вами, поддержите его, пропевая звуки гуления.
Смелый пилот
Вам понадобится большой гимнастический мяч.
Малыша кладут на большой мяч и, удерживая его за коленочки, раскачивают вперёд, назад, в стороны, напевая:
Вырасту, буду
Лётчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.
(сл. Л. Дымовой)
Топотушки
Положите малышу, лежащему на спине, в ноги яркий мяч или поставьте неваляшку. Потолкайте ножками ребёнка мячик или неваляшку, читая стишок:
Топ-топ, Топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!
Неваляшка танцует
Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребёнком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте её, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куколй, попытаться поймать её ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог потрогать, ощупать её рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поёт! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»
Игра с пальчиками
Играйте с пальчиками малыша, поглаживая его ручки, растирая каждый пальчик на его руках от ноготка к ладони.
Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.
У бабы Фроси
Пяток внучат.
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Алёнка в пелёнке,
Аринка в перинке,
Степан на печке,
Ивана крылечке.
Баба тесто месила,
Кашу варила,
Молоко топила,
Внучат кормила.
Как каши наелись,
Молока напились,
Бабе поклонились,
Угомонились!
От 3 до 6 месяцев
«В полюшке за бугром…»
Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребёнка в свои руки, придерживая голеностопный сустав, напевая весёлую песенку, двигайте ножки ребёнка вперёд-назад:
В полюшке за бугром
Пляшет муха с комаром.
Ой да, за бугром
Пляшет муха с комаром.
Кружится голова,
Пляшет муха чуть жива:
«Ох, ох, силы нет,
Отпусти меня, мой свет!»
(сл. Т. Волгиной)
Эта игра поможет вам установить эмоциональное общение с ребёнком.
Вышли пальчики гулять
Переодевая малыша, играйте с ним: перебирайте его пальчики на ручках и ножках, поглаживайте их, массируйте:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!
Тяни холсты
Положите малыша на спинку. Потряхивайте, разводя детские ручки в стороны, а затем прижимайте их к груди (2-3 раза):
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Потряхивая, сгибайте и разгибайте детские ножки:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
В коробочку
Накладывай!
Поглаживайте ручки и ножки малыша:
Это маме холст,
Это тяте холст.
При словах:
А деточкин холст
С мышиный хвост –
Наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тормошите за грудку.
Кадриль
Малыш находится на ваших вытянутых руках – одна рука придерживает его грудь, а другая – таз. Поднесите ребёнка к кому-то из членов семьи, попросите его пообщаться с ребёнком, пощекотать, потормошить, привлекая к нему внимание. А затем потанцуйте «Кадриль». Навевая весёлую песенку, легко подбрасывайте малыша, приближая его лицо к лицу взрослого и удаляя от него. Ваш малыш научится эмоционально реагировать и узнавать других членов семьи.
«Идёт коза…»
Положите малыша на свои колени, изображайте пальцами «козу». Шутливо имитируя её движения, при последних двух строчках «пободайте» малыша:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками – топ! топ!
Глазками- хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает,
Забодает, забодает!
Забавные пяльцы
Малыш лежит на спине в кроватке.
Вам понадобятся пяльцы. Сделайте из них занимательную игрушку для своего малыша, привязав к ним колокольчик или бубенцы. Подвесьте пяльцы на ленте над кроваткой младенца. Покачайте пяльцы для того, чтобы малыш услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску у себя над грудью. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направлению к игрушке. Ваш малыш, натолкнувшись случайно на подвешенную игрушку, научится её сам схватывать.
«Летал мотылёк…»
Лягте на пол, положите ребёнка себе на грудь, покачивайте из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела на одну руку и ногу, то на другие. Следите, чтобы при сохранении равновесия ладошка полностью была раскрыта и плотно прилегала к полу.
Играя таким образом, напевайте ему песенку:
Летал мотылёк,
Порхал мотылёк,
Присел отдохнуть
На душистый цветок.
Летал мотылёк,
Порхал мотылёк,
Присел подремать
На прохладный пенёк!
Отталкиваемся ножками
Положите малыша животиком на гимнастический мяч (диаметр мяча не должен превышать 40 см) и дайте ему возможность покататься на нём. Качайте малыша вперёд-назад. Движение покачивания назад совершайте с большей амплитудой, помогая малышу научиться отталкиваться от пола. Покачивая малыша, читайте стишок:
Ой, качи, качи, качи,
Приехали торгачи,
Продавали калачи.
Прибежал мальчишка,
Схватил калачишко.
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на ёлке рос,
Меня ветер снёс,
Я упал на пенёк,
Стал кудрявый паренёк!
Отталкиваемся ручками
Когда малыш начнёт отталкиваться ножками от пола, качаясь на мяче, научите его страховать себя от падения, выставляя ручки вперёд. Для этого положите малыша животиком на гимнастический мяч (диаметр мяча не должен превышать 40 см) и дайте ему возможность покататься на нём. Качайте малыша вперёд-назад. Теперь движение покачивания вперёд совершайте с большей амплитудой, чем назад, помогая малышу научиться выставлять ручки при приближении к полу.
Покачивая малыша, читайте стишок:
Качи, качи, качи, качь,
На берёзе сидит грач.
А я, малый шалунок,
Переполз через порог!
(сл. Ю. Островского)
«Ходит по двору петух…»
Сядьте на пол, а малыша положите на живот через голень свой ноги. Покажите ему игрушку петуха. Пусть игрушка «походит», покрасуется перед малышом, а потом спрячется и вновь покажется. Демонстрируя малышу игрушку петушка, расскажите стишок:
Трух-ту-тух, трух-ту-тух,
Ходит по двору петух.
Хвост с узорами.
Сапоги со шпорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит:
Ку-ка-ре-ку!
Кто услышит, тот бежит!
«Рано поутру…»
Если вы много и часто разговариваете с ребёнком, то он сам начнёт певуче гулить, а потом произносить слоги лепета. Для того чтобы малыш был более активен, читайте ему различные стихи, где есть повторяющиеся слоги лепета, например:
Ранним-рано поутру
Пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Замычали: Му-му-му!
Ты, коровушка, ступай,
В чистом поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком.
И пошли коровушки
Около дубровушки:
Му-му-му! Му-му-му!
И пошли овечки
Около речки:
Бе-бе-бе! Бе-бе-бе!
И пошли конечки
Около горочки:
И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!
А наши козочки
Пошли по горочке:
Ме-е-е! Ме-е-е!
И пошли свинушки
Около нивушки:
Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!
Читайте стишок достаточно медленно, хорошо артикулируя слова и слоги звукоподражаний, а произнеся 2-3 строчки из стихотворения, обязательно остановитесь, чтобы у вашего крохи было время для ответа.
От 6 до 9 месяцев
Вот лягушки
Поджимайте ножки малыша к животику поочерёдно и / или одновременно. Распевайте песенку и стихи, их ритм вызовет двигательную активность у крохи и повысит у него настроение:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
— Ква-ква, ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку,
Да за мушкою вприскочку.
Ква-ква, ква-ква,
Ква-ква, ква-ква,
Да за мушкою вприскочку.
Больше есть им неохота,
Прыг опять в своё болото!
Где малыш?
Приготовьте для игры прозрачный платочек. Положите малыша на животик на диван или на большую кровать. Накиньте на малыша платок, закрыв его голову. Приподнимайте платок, заглядывая под него, и вновь опускайте. Весело спрашивайте: «Где мой малыш (имя ребёнка)?» И после паузы: «Вот мой малыш!» Пощекочите, поцелуйте и снова опустите платочек.
В эту игру можно играть и втроём. Взрослый с малышом прячутся под платком, а другой взрослый заглядывает под него.
Эта игра доставит большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест.
Где огонёк?
Возьмите малыша на руки. Забавляться с включением и выключением света лучше всего ближе к вечеру. Держа малыша на руках, включите свет, воскликнув: «Ай! Огонёк! Посмотри, вот огонёк!» Выключите свет, сказав: «Ой! Нет огонька! Нет огонька!»
Играйте в эту игру ежедневно, и ваш малыш через некоторое время в ответ на вопрос: «Где огонёк?», — будет поднимать голову, находя взглядом люстру, торшер или бра.
Показ заводной игрушки
Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребёнком. Вам будет нужна заводная игрушка. Покажите малышу игрушку, заведите её, предоставив малышу возможность за ней наблюдать и пытаться ловить её ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять её в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. Для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.
Лошадка
Сядьте на стул, посадив ребёнка к себе на колени, лицом к лицу. Крепко обняв, поднимайте его вверх, напевая:
Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу,
Цок, цок, цок, цок!
(сл. Т. Валгиной)
Ехали
Вам понадобится лёгкое одеяло. Играйте в эту игру на полу. Положите ребёнка на одеяло на животик. Потяните одеяло, взяв его за два конца. Ваш малыш поедет по полу. Передвигая его таким образом, напевайте:
Ехали по реке
Козлики в челноке,
Берегом зайки
В красной таратайке.
Ехали по горам,
Ехали по долам,
К мухе-горюхе,
К мухе-цокотухе.
(сл. Т. Волгиной)
Необычность этой игры привнесёт ваше общение с малышом новые неожиданные краски.
Догонялки
Имитируя погоню, взрослый обращается к малышу: «Догоню, догоню, догоню, малыша (имя ребёнка) догоню!», побуждая его ползти быстрее. Догнав малыша, обнимите, потормошите его, а затем вновь повторите игру.
Вскоре эта игра станет самой любимой забавой вашего малыша. Она поможет вам поддерживать радостное настроение у ребёнка на протяжении всего дня.
Хлопаем в ладоши
Если малыш уже овладел умением садиться, посадите его к себе на колени. Если малыш ещё не умеет садиться сам, то не стоит его присаживать, лучше положите его на ваши колени.
Напевайте песенку на самый незатейливый мотив, хлопая в ладоши и побуждая малыша повторять движения за вами:
Тень-тень, потетень,
Села кошка под плетень.
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладошки.
Улетайте, воробьи!
Берегитесь кошки!
Резиновые игрушки
Эту игру можно проводить, меняя позу ребёнка несколько раз: малыш может лежать на спине, перевернуться на животик и вновь лечь на спину. Вы можете посадить его к себе на колени, а если он уже ползает, играть с ним на полу.
Вам понадобятся 2-3 резиновые игрушки. Покажите малышу одну из игрушек, назовите её и несколько раз нажмите, извлекая звуки. Поставьте игрушку рядом с ребёнком, побуждая его повернуться на бочок, а затем на животик, доставая игрушку. Когда малыш её возьмёт в руки, покажите ему, как нужно на неё нажимать для того, чтобы она запищала. Пусть малыш её ощупает, погрызёт, научится на неё нажимать и перекладывать из руки в руку.
Когда он отбросит эту игрушку, привлеките его внимание другой. Поставьте игрушку недалеко от руки малыша так, чтобы он мог за ней потянуться и достать. Предоставьте ему возможность самому научиться извлекать из неё звуки. Постоянно побуждайте его перекладывать игрушку из руки в руку.
Мишки веселятся
Организуйте игру с малышом на полу. Если ребёнок уже научился садиться и сидеть, посадите его на пол, если этого умения у него пока нет, поставьте его на четвереньки у туго скатанного одеяла или надувного бревна. Возьмите двух плюшевых мишек, повеселите малыша. Напевайте весёлую песенку, действуя с игрушками. Покажите, как мишки играют, возятся и падают:
Танцевать два мишки вышли –
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий миша с толстым мишей –
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша толстый стал кружиться –
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал торопиться –
Та-ра-ра, ра-ра!
Мне за толстым не угнаться –
Та-ра-ра, ра-ра!
Тонкий начал спотыкаться –
Та-ра-ра, ра-ра!
Миша тонкий уморился –
Та-ра-ра, ра-ра!
И на толстого свалился –
Та-ра-ра, ра-ра!
(польская народная песня)
Дайте одного мишку малышу и поиграйте ещё раз вместе. Спросите: «Как мишка пляшет? Вот как! Ля-ля-ля! Как мишка падает? Вот как! Бах!» Стимулируйте его к подражанию.
Игра с машинкой
Положите малыша на животик так, чтобы ваша нога служила ему опорой для груди, а если ваш малыш умеет самостоятельно сидеть, посадите его лицом к себе.
Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка. Подтолкните машинку по направлению к малышу, а потом от него. Толкайте машинку туда-сюда, приговаривая:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в рожок гудит,
Би-би-би, берегись, берегись!
Би-би-би, бе-ре-гись, посторонись!
Возьмите автомобиль в руки, покрутите его колёсики, сказав: «Это машина – би-би». Помогите малышу научиться толкать игрушку, вначале вместе с вами, затем подражая вам.
Вынимаем предметы из занимательной корзинки
Посадите малыша напротив себя. Вам будет нужна корзинка, куда вы положите различные предметы: погремушки, колокольчик, бубен, машинку.
Покажите малышу корзинку, побуждая вынимать по одному предметы и игрушки из неё. Вынув погремушки, поиграйте с ними: трясите, постукивайте ими друг о друга, стучите погремушкой по полу. Достав колокольчик, позвените. Вынув бубен, похлопайте по нему.
Каждый раз, играя в эту игру, Добавляйте какой-то новый предмет или игрушку. Ваш малыш научится вынимать предметы из корзинки, повторяя те действия, которые он уже выполнял с этими предметами.
«Цок, цок»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите ребёнка на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Напевайте песенку, раскачивая малыша:
Цок-цок, цок-цок-цок!
Я лошадка, серый бок.
Я копытцем постучу,
Далеко тебя умчу!
(сл. И. Михайловой)
Плавно подкиньте малыша так, чтобы он мягко приземлился к вам на колени. Малыш должен доверять вам, ощущать вашу силу и свою безопасность. Играя в эту игру снова и снова, вы заметите, как малыш будет с восторгом ожидать «сюрпризного момента» с подкидыванием.
Открой – закрой крышку
Приготовьте различные коробочки т баночки с разными по форме крышками и разными способами их открывания. В каждую коробку поместите интересную для малыша игрушку. Побуждайте его открывать коробочки и находить игрушки.
После того как он освоит способы открывания, покажите ему, как закрывать каждую из коробочек, пряча в них игрушки.
Снимаем кольца
Наденьте на руку большие плоские кольца от пирамидки или разнообразные резинки для волос, протяните малышу свою руку, попросив его снять эти предметы с ваших рук. В этой незатейливой игре малыш научится снимать предметы и понимать слово «сними».
От 9 до 12 месяцев
Вот и вся моя семья
Разминайте поочерёдно, начиная с большого, каждый пальчик малыша, потом сгибайте их, приговаривая:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
(Прижмите кулачок к груди ребёнка.)
Вот и вся моя семья.
Погоня
Игра проводится тогда, когда малыш начинает хорошо ползать в различных направлениях. Играйте в эту игру на полу. Встаньте на четвереньки напротив малыша, ползите ему навстречу, громко шлёпая ладонями по полу. Когда вы подползёте к ребёнку, поцелуйте его. Развернитесь и быстро ползите вперёд, приговаривая: «Догони мамочку! Догони-догони!» Шлёпайте ладонями по полу, побуждая ребёнка устремляться вслед за вами. Когда он, наконец, начнёт вас догонять, развернитесь, похлопайте в ладоши, сказав: «Догоню детку! Догоню-догоню!» Пусть малыш развернётся, а вы будете его догонять.
Эта игра доставит большое удовольствие малышу и никогда ему не надоест.
Толкаю мой мяч
Малыш может лежать ан животике, а может сидеть, опираясь спиной о вашу грудь. Вам понадобится резиновый мяч.
Подтолкните мяч так, чтобы он покатился и, ударившись о стенку, вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз для того, чтобы привлечь малыша к игре. Вначале помогите ему, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому, подражая вам. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
Толкаю мой мяч,
Толкаю опять,
Толкаю туда,
Толкаю сюда.
Мой мячик, катись,
Обратно вернись.
Мыльные пузыри
Вам понадобятся соломинка и мыльная пена. Посадите малыша на пол, сев рядом с ним. Пускайте мыльные пузыри, побуждая малыша их ловить. Эта игра обязательно ему понравится.
На качели сели
Встаньте посередине комнаты, широко расставив ноги. Возьмите малыша под мышки, раскачивайте его впер1д-назад между ваших ног, напевая песенку:
Есть качели на лугу –
Вверх, вниз!
Вверх, вниз!
Постепенно увеличивайте темп движения:
Я качаться побегу –
Вверх, вниз!
Вверх, вниз!
(сл. М. Долиновой)
В конце игры приподнимите малыша над собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо, поцелуйте его.
«Шла коза по мостику…»
Сядьте удобно на диван или на стул, положив ногу на ногу. Посадите ребёнка на ногу, крепко придерживайте его за ручки. Напевайте песенку, слегка подбрасывая малыша:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!
Бух!
При последних словах опустите малыша на пол.
Играя в эту игру снова и снова, вы заметите, как ребёнок будет с восторгом ожидать «сюрпризного момента».
Открываем коробочки
Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам и малышу было удобно. Подберите несколько коробочек – пластмассовых или деревянных, у которых крышки могут открываться по-разному: откидываться, отодвигаться, подниматься. В каждую из коробок положите какую-нибудь игрушку: в одну – колокольчик, в другую – носовой платок или лоскуток ткани, в третью – бусы или браслет из бусин.
Доставайте коробочки по одной, показывая, как их можно открывать и находить интересную игрушку. Учите малыша открывать разные крышки. А для этого подумайте, какие предметы домашнего обихода можно приспособить для игры.
Сними колечко с пирамидки
Вам понадобится пирамидка, кольца которой имеют большие отверстия.
Покажите ребёнку пирамидку, медленно снимите с неё первое колечко, побуждая малыша снять следующее. Снимайте колечки по очереди или вместе с малышом. Не забывайте, побуждая малыша, просить его снять колечко: «Сними колечко! Вот так! Сними! Так-так!»
К 4-5-й игре поменяйте кольца. Возьмите кольца от игры в серсо, сделайте их из плетёного жгута или сшейте из ткани, набив ватой. Теперь у вас будет много разных колец. Это поможет поддерживать у малыша интерес к игре.
Игра с богородской игрушкой
Вам понадобится богородская деревянная игрушка, имитирующая какое-либо действие, например медведь с мужиком пилят дрова. Самое важное в этой игрушке – не сюжет действия, а способ приведения её в действие: на игрушку нужно нажимать для того, чтобы её герои двигались.
Покажите малышу, как нажимать на игрушку для того, чтобы её персонажи двигались или выполняли какое-либо действие. Учите малыша по очереди с вами нажимать на игрушку. Покажите ему персонажей игрушки, расскажите, что они делают, поиграйте вместе с малышом с богородской игрушкой.
Мой конь
Посадите малыша к себе на плечи, крепко держите его и, напевая песенку, легко скачите по комнате галопом в умеренное темпе:
Гоп! Гоп! Конь живой
И с хвостом, и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня,
Я поехал к маме.
(М. Клокова)
Игра не должна доставлять ребёнку неприятные ощущения. Двигайтесь так, чтобы малыш подпрыгивал мягко, чувствуя себя в надёжных руках.
Смешной тюлень
Вам понадобится детский крем. Сядьте с малышом перед зеркалом. Выдавите немного крема на его ручки, поверните их к зеркалу, показывая ему:
Жил да был
Один тюлень.
Поднимите ручки малыша кверху и разотрите крем его ладошками
Всё тюленю
Было лень.
Выдавите ещё немного крема, положив его на коник носа, на лоб, на щёчки малыша:
Умываться каждый день:
— Лень!
Слегка надавливайте пальцем на носик малыша, приподнимая его кверху:
Одеваться каждый день:
— Лень!
Выдавите крем на ножки малыша:
И зарядкой заниматься
Тоже было очень лень.
Разотрите крем по ножкам и ступням ребёнка:
Уж такой смешной
Тюлень!
(сл. Ю. Полухина)
Такие игры с зеркалом готовят ребёнка к познанию себя, он будет знать, где у него нос, щёки, лоб, губы, ручки и ножки и т. д.
«Вот собачка подошла…»
Для игры вам понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Протяните малышу собачку со словами:
Вот собачка подошла,
Детке лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка хочет кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
Детка, детка (имя ребёнка) к ней идёт.
Детка (имя ребёнка) кушать ей несёт.
Протяните малышу мисочку, попросив покормить собачку:
Суп из мисочки поела,
Отдыхать на коврик села.
Повторите все действия сначала, побуждая ребёнка «покормить» собачку.
Найди, принеси, поиграй…
Вам понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малыша игрушки и предметы.
Принесите корзинку с игрушками, предварительно положив в неё знакомые для малыша игрушки: мишку, куклу, машину, мячик, зайчика, ложку, тарелочку, расчёску, чашку, салфетку и др. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужный предмет. Когда малыш его надёт, поиграйте с ним.
Мишка-шалунишка
Покажите ребёнку, как пляшет плюшевый мишка, напевая весёлую мелодию. Научите его выполнять действия по вашей просьбе: показать, как пляшет мишка, как он идёт, как будет пить и есть, как он причёсывается, умывается и прячется.
Научите малыша укладывать мишку в кроватку и качать под ваше пение.
Спать не хочет бурый мишка,
Уж такой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю,
Баю, баю, баю, баю.
Ты ложись-ка на кроватку,
Спи, мишутка, сладко-сладко.
Я ведь тоже засыпаю,
Баю, баю, баю, баю.
(сл. Ю. Островского)
Сумка с сокровищами
Приготовьте старую и ненужную дамскую сумку, предварительно её помыв, вынув всю мелочь из кармашков и привязав к молнии длинные и удобные для ручек малыша кисточки. Разложите в каждый карман сумки предметы и игрушки, например: в середину сумки положите небольшую куклу, в кармашки – расчёску, носовой платок, ложку, связку ключей.
Сядьте удобно и неспешно начните поиск «сокровищ», открывайте по очереди каждый кармашек, доставайте и рассматривайте предметы и игрушки, показывайте малышу игровые действия с ними. На следующий день содержимое кармашков можно заменить.
Карусель
Возьмите малыша под мышки. Кружите его, отрывая от пола, постепенно ускоряя темп движения:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Источник: Как воспитывать умников и умниц (Фонд поддержки семьи и детства «Наши дети»)
Рекомендуем:
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук