Детский клуб Умняша, Ярославль


НОВОСТИ



Уроки лепки

 

Лепка способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует чёткая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. Но по мере того как в процессе обучения ребёнок овладевает всё более сложными двигательными навыками, у него появляется желание лепить что-то определённое. Стараясь как можно точнее передать нужную форму, юный скульптор начинает работать всеми десятью пальцами. А получившиеся фигурки, созданные своими руками, вызывают у него чувство гордости и радости.

Лепить можно из воска, глины, теста, ну и, конечно же, из пластилина.

 

Правила работы с пластичными материалами

 

  • Работать нужно, сидя за столом, застеленным клеёнкой.
  • На пол тоже положите клеёнку или газету, чтобы упавший пластилин не размазался по поверхности.
  • Закончив работу, оботрите руки ребёнка сухой тряпочкой, а затем вымойте тёплой водой с мылом.

 

С какого возраста можно заниматься лепкой?

 

Годовалый малыш любит отрывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и хаотично нагромождать их друг на друга. Скульптуру он, конечно, не вылепит, зато получит массу удовольствия.

 

Важно 

С помощью пластичных материалов ребёнок создаёт реальные предметы, имеющие объёмную форму. При этом ему не приходится использовать условные средства изображения, как при рисовании и аппликации.

Ребёнок старше года вполне может овладеть разнообразными видами лепки, начиная с предметной и заканчивая сюжетной и декоративной. Естественно, обучение должно быть последовательным и системным.

Предметная лепка

 

Обучение лепке начинайте со знакомства с основными движениями: раскатыванием, скатыванием, расплющиванием, вытягиванием, оттягиванием, сгибанием, присоединением. Чтобы ребёнку было интересно, превратите обучение в игру.

 

От 2-х до 3-х

Спросите малыша: «Что мы будем лепить?» Предложите следующие темы: «Колбаска для собачки», «Палочки для забора».

Основной приём – раскатывание. Ребёнок прямыми движениями катает кусочек пластилина между ладонями, согласованно работая обеими руками, соразмеряя нажим ладоней на пластилин.

Если вы назвали игру «Сушки для куклы Кати», «Колечки в подарок» или «Новая пирамидка», наряду с раскатыванием придётся освоить и сгибание, соединение концов цилиндрической формы и скрепление их путём прижимания одного к другому. Малыш переходит от действия ладонями к работе пальцами. Это очень важный момент для всего последующего обучения, так как только с помощью пальчиков можно создать интересную и узнаваемую форму.

 

От 3-х до 4-х

Ребёнка 3-4 лет следует учить лепить шары, скатывая пластилин между ладонями кругообразными движениями.

Предложите следующие темы: «Яблоки для ёжика», «Орехи для белочки», «Мячик для собачки», «Конфетки для куклы», «Ягодки для птички».

Следующий этап – изменение формы шара: расплющивая его между ладонями, ребёнок превращает шар в диск. Попросите малыша слепить для куклы или любимого плюшевого мишки угощение: лепёшки, печенье или пряники.

Дошкольнику четырёх лет предложите вылепить предметы, состоящие из нескольких знакомых ему форм: цилиндра, шара и диска. Эти предметы (игрушки и животные) могут состоять из 2-3 одинаковых по форме, но разных по величине частей: «Цыплёнок», «Зайчик», «Кукла-неваляшка», «Снеговик», «Самолёт», «Лесенка», «Грибок». Постепенно ребёнок осваивает новые приёмы, например, оттягивание тремя пальцами правой руки клювика у цыплёнка.

Покажите малышу, как лепить животных, форма которых близка к овалу. В этом случае из одной основной формы методами вытягивания, оттягивания и защипывания можно вылепить разные фигурки: рыбку, кита и ёжика (в качестве иголок используйте спички).

Научите юного скульптора изготавливать посуду. Покажите ему способы создания полых форм путём вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибания краёв у расплющенной формы (тарелка, блюдце, поднос), наложения друг на друга колец из длинной цилиндрической формы и их скрепления (корзинка, ваза).

 

Сюжетная лепка

 

От 5-ти до 6-ти

Юный скульптор стал старше – ему уже 5 лет. Теперь ребёнок владеет основными приёмами лепки и может создавать достаточно выразительные образы. Предложите вылепить игрушку, глядя на оригинал: собачку, кошку, лисичку, зайчика с морковкой, медведя с колобком.

Ребёнок 5-6 лет постепенно переходит от предметной лепки к сюжетной. Темы тоже меняются. Теперь это эпизоды из реальной жизни, а также любимые сказки.

В сюжетной лепке юный мастер может создавать композиции из 2-3 фигурок. Важно научить ребёнка придавать этим фигуркам динамические позы.

Наиболее сложно вылепить фигуру человека. Покажите ребёнку, как это сделать. Голову и туловище надо лепить из целого куска, а руки и ноги делаются отдельно и затем примазываются к туловищу. Фигурку следует установить на ноги и придать ей нужную позу.

Покажите юному мастеру, как добиться большей устойчивости с помощью дополнительных предметов. Например, для девочки с корзиной в руках можно вылепить пенёк, на котором будет находиться корзина, в результате фигура девочки обретёт нужную опору. Лыжнику устойчивость придадут палки из счётных палочек или спичек.

Предложите ребёнку изобразить человека в разных позах: мальчика, катящего снежный ком, девочку, сидящую на пеньке. А вот темы для композиций из двух фигурок: «Дети делают зарядку», «Девочка с собачкой», «Дед тянет из земли репку». Конечно, получившиеся фигуры будут ещё далеки от совершенства: так, голова обычно имеет форму шара, а руки и ноги – форму цилиндра. Главное – научить юного скульптора передавать движение персонажей.

Самый сложный вариант сюжетной лепки – лепить по представлению.

 

Декоративная лепка

 

Большие творческие способности откроются перед ребёнком в декоративной лепке. Познакомьте юного мастера с народным прикладным искусством, например, с дымковской игрушкой, и предложите ему создать такую же. Кроме забавных фигурок в народном стиле ребёнок может лепить посуду и украшать её узорами, а также изготавливать украшения и картины.

Обязательно покажите ребёнку, как пользоваться специальными инструментами для нанесения рисунка на поверхность готового изделия: стеками, печатками, вилкой. Продемонстрируйте, как сделать поверхность рельефной, накладывая на неё маленькие кусочки пластилина разных цветов.

 


Источник: Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская. – изд. 3-е, доп. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 235, [5] с.: ил.

Рекомендуем:

Рисование по-новому
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.