• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Игры на развитие внимания

    Визуальное (зрительное) внимание

     

    «Тень»

    В магазинах сейчас много развивающих игр. Найдите такие, в которых нужно отгадать, чья изображена тень (причём даётся выбор персонажей). Есть такой вариант лото, где надо собрать карточку с шестью тенями от разных героев сказок.

     

    «Сравни картинки»

    Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

     

    «Раскрась вторую половинку»

    Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину.

    Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

     

    «Фигурные таблицы»

    Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

    Это упражнение развивает способность переключать внимание.

     

    «Где чей домик?»

    Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

    Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его.

     

    «Диковинное животное»

    Расскажите ребёнку, что недавно на одном необитаемом острове учёные обнаружили удивительного зверя, не похожего ни на одно из известных ранее.

    Покажите заготовленное заранее изображение животного (разные его части должны принадлежать разным животным) и подумайте вместе, на каких зверей оно похоже.

    После этого покажите изображения отдельных частей животного и попросите определить, все ли из них принадлежат нашему животному.

     

    «Корректор»

    Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

    Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы.

    Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву «а» и т.д.

    Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

     

    «Шифровальщик»

    Вместе с ребёнком придумайте свой секретный алфавит, в котором каждая буква обозначается непривычным знаком.

    С помощью этих знаков напишите небольшой текст и предложите ребёнку расшифровать текст, который шпионы пытались передать в другую страну.

     

    «Считалка»

    На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.

    Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

     

    «Что изменилось?»

    Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

    Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции.

    Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).

    Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

     

    «Урок иностранного языка»

    Предложите ребёнку переписать короткий текст из придуманных вами слов. Чем слова менее похожи на русские, тем сложнее будет выполнить задание.

     

    «Найди слово»

    Среди написанных без пробела букв спрятаны слова. Задача ребёнка – найти и подчеркнуть эти слова.

    поуктигрыжмькнигакшнгибананрыиябапдогоньрыисгуап

     

    Слуховое внимание

     

    «Съедобное – несъедобное»

    Это ещё одна хорошо знакомая с детства игра, для которой потребуется мяч и несколько игроков.

    Игроки, кроме одного, садятся полукругом. Ведущий садится напротив них и катит мяч в сторону каждого игрока по очереди, одновременно говоря какое-нибудь существительное. Если слово обозначает что-то съедобное, игрок должен поймать мяч. Если несъедобное – оттолкнуть его назад ведущему.

    Задача усложняется, если разрешить к существительному добавлять прилагательное (например, «прокисшее молоко»).

     

    «Чип-чип-чепуха»

    Прочитайте ребёнку небольшие стихотворения (лучше из двух строк), в которых последнее слово изменено так, что теряется смысл. После каждого двустишия спросите у ребёнка, не заметил ли он чего-нибудь странного. Предложите заменить неправильное слово на нужное.

    Примеры стихотворений:

    Волны ходят на просторе
    День и ночь в открытом ГОРЕ.

    Беги быстрее, зайка, —
    Спешит по следу ГАЙКА.

    Чтобы выросли листочки,
    На ветвях набухли БОЧКИ.

    Родник из-под камня весело бьет.
    Птичка на дереве гнездышко ПЬЕТ.

    Свет дневной уходит прочь.
    На поля спустилась ДОЧЬ.

    Пчелка сок цветочный пьет,
    Из него готовит ЛЁД.

     

    «Я слышу…»

    Ребёнок закрывает глаза и прислушивается к окружающим звукам. Затем он открывает глаза и перечисляет, что он услышал.

     

    «Услышь и хлопни»

    Перечисляйте слова, обозначающие разные предметы и явления. Ребёнок должен хлопнуть каждый раз, когда услышит слово, обозначающее, к примеру, животное. В следующий раз попросите топать, когда он услышит название растения. А затем объедините два задания: ребёнку надо будет хлопнуть, услышав название животного, и топнуть на слово, обозначающее растение.

     

    «Птица – не птица»

    Во время прочтения стихотворений ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово, обозначающее не птицу.

    Примеры стихотворений:

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи…

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны.,

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    лебеди, куницы,
    Галки и стрижи,
    Чайки и моржи

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Сойки и ужи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чайки, пеликаны,
    Майки и орланы.
    Голуби, синицы,
    Цапли, соловьи,
    Окуни и воробьи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Утки, гуси, совы,
    Ласточки, коровы.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Палки и стрижи,
    Бабочки, чижи,
    Аисты, кукушки,
    даже совы-сплюшки,
    лебеди и утки —
    и спасибо шутке!

     

    Расширение объёма внимания

     

    Под объёмом внимания понимается то, сколько одновременно человек может воспринимать предметов или производить действий.

     

    «Три пункта»

    Предложите ребёнку занять удобное положение и замереть, внимательно выслушав то, что вы ему говорите. Ему надо будет запомнить три задания и по вашему сигналу приступить к их выполнению (в порядке, в котором вы их называли).

     

    «Повторы»

    В произвольном порядке называйте имена, некоторые из них несколько раз повторив. Ребёнок должен сказать, сколько раз прозвучало каждое имя. Естественно, вы сами тоже должны запоминать и считать.

     

    «Запрещенная буква»

    Эта игра для группы детей. Кроме пользы для внимания, она учит и самоконтролю.

    Для начала определите запрещённую букву – ту, которую нельзя будет использовать в речи. Затем выберите ведущего. Он должен задавать вопрос каждому игроку

    Условие игры: быстро, не раздумывая, отвечать на вопрос, не используя запрещённой буквы.

    Кто слишком долго думал или произнёс эту букву, выбывает из игры.

     

    «Все помню»

    Перед началом игры выбирается тема (города, животные, имена, цвета и т.д.). Первый игрок называет слово на заданную тему, второй – повторяет это слово и называет своё, следующий игрок называет первые два слова и добавляет новое.

    Здесь важно назвать все сказанные раньше слова и не перепутать их порядок.

    За правильностью выполнения может следить судья, записывающий каждое слово.

     

    «Летела корова»

    Ещё одна групповая игра, предполагающая как минимум трёх игроков.

    Игроки садятся в круг и соединяют свои ладони. Правая кисть повёрнута ладонью вниз, левая – ладонью вверх.

    Каждый игрок произносит по слову из двустишия:

    Летела корова, сказала слово.
    Какое слово сказала корова?

    Следующий игрок называет любое слово, которое дальше проговаривается по буквам. Один игрок – одна буква. Задача последнего игрока – убрать руку из-под хлопка на последней букве слова.

     

     

    Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:
    Школьный психолог (Ю. Гатанов, Н. Гатанова, Е. Тунина, И. Вачков)
    Психологический центр Адалин (У. Т. Воробьёва)
    Средняя общеобразовательная школа №15 им. А. Ю. Кучмезова

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности

    Дети – визуалы, аудиалы, кинестетики

    Гиперактивные дети

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.