Пальчиковые игры для развития внимания
Раз-два
Положите на стол обе ладони тыльной стороной кверху. На счёт «раз-два» обе ладони одновременно то сжимайте в кулаки, то разжимайте. Положите на стол ладонь правой руки и кулак левой. На счёт «раз-два» совершайте кистями движения в противоположные стороны, то сжимая их в кулак, то разжимая. Постепенно темп должен нарастать. Покажите ребёнку положение, которое должны занимать руки по команде:
- «Кулак» — кулак лежит на столе;
- «Ладонь» — ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх;
- «Ребро» — ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой:
- команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»;
- команды вразнобой, например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»
Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно). Можно провести игру, чередуя правой и левой рукой команды: «кулак», «ладонь», «ребро».
Правая рука | Левая рука |
Кулак | Ладонь |
Ладонь | Кулак |
Кулак | Кулак |
Ладонь | Ладонь |
Ребро | Кулак |
Кулак | Ребро |
Ребро | Ребро |
Ладонь | Ребро |
Ребро | Ладонь |
Ребро | Ребро |
Молоток, рубанок, пила
Скажите ребёнку:
Мы папе помогаем – пилим и строгаем.
Уточните значение команд:
- «Пила» — нужно поставить ладонь на стол ребром и «пилить» ею;
- «Рубанок» — сначала нужно совершить скользящее движение ладонью по столу в направлении от себя, а затем пронести руку над столом в направлении к себе – несколько таких движений имитируют работу рубанком;
- «Молоток» — нужно постучать кулаком по столу.
Вилки, ложки и ножи
Попросите ребёнка помочь вам на кухне – разобрать столовые приборы и положить каждый предмет на своё место. Скажите:
Вилки, ложки и ножи За столом всегда нужны.
- «Вилки» — кисти рук вытянуты, пыльцы раздвинуты, ладони- тыльной стороной кверху;
- «Ложки» — ладони повёрнуты тыльной стороной вниз и скруглены;
- «Ножи» — поставьте ладони ребром на стол и совершайте режущие движения в направлении к себе и от себя (руки двигаются в противофазе).
Правила такие же, как и в игре «Кулак, ладонь, ребро».
Лыжи, санки, коньки
Зимой знакомую игру «Кулак, ладонь, ребро» для двух рук можно провести иначе. Скажите ребёнку:
Лыжи, санки и коньки Мчатся наперегонки.
Объясните значение команд:
- «Санки» — обе ладони положите на стол вплотную друг к другу, совершайте синхронные движения вперёд-назад;
- Лыжи» — обе ладони скользят вперёд-назад по столу в противофазе;
- «Коньки» — скользите рёбрами ладоней вперёд-назад по столу в противофазе.
Рыбки, водоросли, камни
Это летний вариант той же игры. Скажите ребёнку, что летом:
Рыбки плавают в пруду – Не поймаешь ни одну,
потому что рыбки очень осторожны и всё время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки. Объясните значение команд:
- «Рыбки» — ладонь положите вертикально, совершая плавные волнообразные движения; пальцы слегка раздвиньте: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост;
- «Камни» — руки сожмите в кулаки и положите на стол;
- «Водоросли» — поставьте ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
Ладонь, кулак – делай вот так!
Сожмите левую кисть в кулак и держите его перед грудью – пальцами к себе. Ладонью правой руки упритесь в кулак левой так, чтобы обе руки образовывали одну линию. Затем правую руку сожмите в кулак, а пальцы левой руки, наоборот, выпрямите и уприте в кулак правой рукой. Движение рук «ладонь, кулак» должны быть быстрыми, точными и синхронными.
Зеркало
Игра развивает зрительное внимание малыша. Сядьте с ребёнком напротив друг друга и положите ладонь на стол. Предложите ему повторять за вами все движения. Покажите ребёнку разные положения ладоней и пальцев рук:
руки лежат ладонями вниз, пальцы сложены; пальцы раздвинуты; на одной руке пальцы прижаты, на другой – раздвинуты; поменять руки; ладони лежат горизонтально, одна над другой, пальцы сложены; правая рука лежит горизонтально, левая – вертикально, указательные пальцы соприкасаются; поменяйте руки.
Источник: Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская. – изд. 3-е, доп. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 235, [5] с.: ил.
Рекомендуем:
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности