• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Что делать, если в отношении ребёнка совершено сексуальное преступление в Интернете?

     

    Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ярославской области представляет вашему вниманию алгоритм действий при совершении сексуального преступления в отношении несовершеннолетнего с помощью интернета, возможности лингвистической экспертизы в таких ситуациях и перечень необходимых мер по предотвращению преступлений.

     

    Что делать?

     

    Если вы узнали, что в отношении вашего ребёнка совершены преступные действия:

    1. Не пытайтесь самостоятельно связаться с лицом, совершившим неправомерные действия, не угрожайте и не преследуйте его. Этим вы добьётесь только того, что преступник скроется и уничтожит все улики в отношении себя.
    2. Не кричите и не повышайте голос в разговоре с ребёнком, постарайтесь спокойно и подробно выяснить, что произошло и как развивалась ситуация от начала до конца.
    3. Сами не удаляйте переписку, свидетельствующую о преступлении, учётные записи ребёнка в социальной сети, службах быстрого обмена сообщениями и другие сведения, которые могут потребоваться правоохранительным органам для расследования преступления, в том числе – для проведения экспертизы.
    4. Обязательно обратитесь в правоохранительные органы – у них есть опыт и отработанные методы расследования подобных преступлений.
    5. Сообщая о преступлении, проконсультируйтесь с адвокатом, чтобы оценить перспективы и риски, а также по возможности иметь представителя в суде и не посещать суд каждый раз самостоятельно и с ребёнком.
    6. Будьте психологически готовы к длительному расследованию и необходимости возвращаться к травмирующей ситуации на допросах и других мероприятиях, которые потребуют вашего участия и участия ребёнка.
    7. По возможности не пытайтесь замять дело или умолчать о нём: скрыв совершенные в отношении вашего ребёнка действия, вы дадите преступнику все шансы повторить их в отношении других детей.

     

    Экспертизы текстов

     

    При расследовании преступлений полезной может оказаться лингвистическая экспертиза. Лингвистическая экспертиза и комплексные экспертизы (психолого-лингвистическая, сексолого-лингвистическая и др.) текстов, свидетельствующих о совершении преступных действий, давно доказали свою эффективность и становятся значимыми доказательствами по подобным категориям дел.

    Эксперту/специалисту могут быть поставлены, к примеру, следующие вопросы:

    1. Содержатся ли в разговоре признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера? Если да, то каков характер волеизъявления (просьба, требование, предложение, совет и пр.)?
    2. Имеются ли признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
    3. Имеются ли в высказываниях собеседника несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половым органам, половой сфере человека?
    4. Являются ли указанные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в данной речевой ситуации?
    5. Идёт ли в разговоре речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств?

    Выводы о наличии такой информации могут служить доказательством преступных действий против ребёнка как при рассмотрении дела в суде, так и на стадии следствия.

     

    Как обезопасить ребёнка, использующего интернет

     

    Предотвращение преступлений в сети интернет основано главным образом на формировании безопасной информационной среды и установлении с ребёнком доверительных отношений, позволяющих ему самому увидеть опасность и сообщить о ней старшим.

    1. Прежде чем разрешить ребёнку пользоваться интернетом и регистрироваться в социальных сетях, проанализируйте его характер и уровень развития. Готов ли он к опасностям и подводным камням всемирной сети? Вопрос этот сугубо индивидуален. Запрещать пользоваться интернетом до определенного возраста, например, 12, 14 лет, неразумно, т.к. это – часть нашей теперешней жизни, и даже дошкольник может использовать интернет в познавательных, обучающих и развлекательных целях.
    2. Установите на компьютер антивирус и программное обеспечение, защищающее детей от вредной информации, настройте браузер и поисковые системы так, чтобы они ограждали детей от нежелательного контента. С помощью настроек ограничьте время нахождения ребёнка за компьютером: так вы не только сократите пребывание ребёнка в потенциально опасной среде, но и избежите возможной игровой и компьютерной зависимости.
    3. Подготовьте ребёнка, объяснив, что в интернете нужно соблюдать те же правила поведения, что и в реальной жизни: незнакомец, который первым заводит диалог в социальной сети, ничем не отличается от незнакомца, пытающегося завязать разговор на улице, а грубое высказывание в чате – от грубости, сказанной в лицо.
    4. Предупредите ребёнка о том, что в виртуальной жизни человек может показаться совершенно не тем, кто он есть на самом деле, например, двенадцатилетняя девочка – сорокалетним мужчиной.
    5. Расскажите ребёнку, что встреча с человеком, с которым он знаком только в сети, может быть опасна: этот человек может оказаться педофилом, маньяком, насильником, убийцей, мошенником или просто негодяем. О такой встрече нужно как минимум предупредить взрослых, а лучше всего – пойти на неё с родителями.
    6. Объясните ребёнку, что нельзя распространять в интернете информацию личного характера: имя, адрес, телефон, место учебы и т.п. Вместе с ребёнком создайте нейтральное сетевое имя, проконтролируйте содержание его страницы в социальной сети.
    7. Поговорите с ребёнком о том, что не нужно реагировать на обидные слова или действия в интернете: ответная агрессия только раззадоривает оскорбителя. Убедитесь, что оскорбления в сети не перешли в реальную жизнь.
    8. Не разрешайте ребёнку самостоятельно осуществлять покупки в интернет-магазинах и не оставляйте в свободном для него доступе банковские карты и платежные данные.
    9. Научите ребёнка никогда не открывать вложения и не проходить по ссылкам, присланным с подозрительных и неизвестных адресов, и не делайте этого сами.
    10. Проинформируйте ребёнка о самых распространённых методах видах мошенничества в сети: лотереях, розыгрышах, тестах. Объясните, что за отправленные по таким запросам SMS могут быть сняты большие суммы денег.
    11. Расскажите детям о том, что любой текст, рисунок или песня, выложенные в интернете, могут быть чьей-то собственностью, и использовать их можно только с разрешения автора.
    12. Поясните ребёнку, что нужно быть избирательным в совершении репостов и размещении на своей странице материалов из посторонних источников: это могут быть экстремистские или иные материалы, распространение и публичное демонстрирование которых запрещено. Закон не делает разницы между распространением собственных и заимствованных материалов.

     

    Основной инструмент выявления незаконных действий в отношении ребёнка – это контроль.

    1. Интересуйтесь, с кем ребёнок дружит в интернете, так же, как интересуетесь его реальными друзьями.
    2. Попросите ребёнка рассказывать вам обо всём, что его беспокоит, шокирует в интернете. Следите за тем, как меняется его настроение после общения в сети, интересуйтесь, что его расстроило или обрадовало.
    3. Время от времени прочитывайте переписку ребёнка по электронной почте, в социальных сетях, Skype, ICQ и т.п. Полезно также знакомиться с историей действий ребёнка: какие файлы он открывал, какие сайты посещал, что скачивал, что загружал. Возможно, это покажется вам неэтичным, но подумайте, что важнее: вопросы этики или безопасность ребёнка? Объясните ребёнку, что вы делаете это не из любопытства, а по необходимости.

     

    Почему это важно именно сейчас

     

    В последнее время всё чаще объектами экспертизы по подобных делам становятся интернет-тексты, что связано с глобальной информатизацией жизни современного человека. При этом интернет – не только сфера масштабного обмена информацией, но и потенциально опасная среда, особый статус которой придают анонимность и отсутствие видимых препятствий к получению тех или иных сведений, совершению тех или иных действий.

    Это особенно тяжело сказывается на несовершеннолетних, ежедневно сталкивающихся в интернете с информацией, которая может нанести вред психике неправомерными действиями иных лиц и другими опасностями, с которыми они в силу возраста не способны справиться самостоятельно. Это касается неправомерных действий, совершаемых в отношении ребёнка, и действий, осуществляемых им самим.

     

    Использованы материалы публичной страницы Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Полиция — детям. Правила безопасности для детей (комикс — pdf 2,67 МБ)

    Как оградить детей от злоумышленников

    Правила личной безопасности. Памятка для детей и родителей

    Ребёнок один на улице

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.