• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Скрытый смысл детского рисунка

    Развитие рисунка

    Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Характерные для этого возраста штрихи и каракули отражают неспособность разделять внутренний и внешний мир. Появляющиеся в дальнейшем круг и замкнутые фигуры свидетельствуют о возникновении в сознании ребенка образа себя.

    В трехлетнем возрасте к кругу добавляются линии и палочки, могут присутствовать черты лица, волосы. Но нарисованные человечки выглядят как «головоноги»: голова и тело слились в один овал или круг с ногами. Как правило, ребенок этого возраста сначала рисует, а потом придумывает, что изобразил.

    Замысел появляется приблизительно к четырем годам, когда ребенок переходит к рисованию примитивной схемы. Теперь рисунок состоит из отдельных, правильно расположенных частей.

    Детализация изображений начинается с шести лет: на лицах появляются правильной формы нос и рот, на руках – пальцы.

    К семи годам на детском рисунке можно увидеть такие обязательные детали человеческого образа, как волосы, шея и одежда.

    А в десять лет дети в основном переходят от схематичности изображения к пластичности, когда части тела и некоторых предметов соединяются без углов и лишних чёрточек.

    Если у ребёнка нет художественного таланта, и он не ходит на специальные занятия, то в подростковом возрасте совершенствование рисунка прекратится.

    Такое развитие рисунка является последовательным для каждого ребенка, и нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, искажении личностного или отставании умственного развития. Для выявления подобных нарушений всё чаще используются различные тесты детских рисунков.

     

    Рекомендации

     

    Самую точную и достоверную информацию о развитии ребёнка и возможных психологических проблемах можно получить из рисунка человека. Для этого необходимо знать не только фазы развития детского рисунка. В рисуночных тестах важно всё: использование пространства, формы и размеры изображений, выбранная палитра.

    Опытному психологу не доставит особого труда «раскодировать» детский рисунок. Но и внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

    Проводя такой тест в домашних условиях, важно следовать некоторым правилам. В первую очередь, тесты подобного характера дают наиболее правдоподобные результаты начиная с 4-5 лет – когда ребёнок обладает достаточными навыками рисования. Кроме того, следует учитывать и степень предрасположенности ребенка к художественному творчеству – не предъявляйте слишком высоких требований к рисунку малыша, не имеющего художественного таланта.

    В процессе рисования будьте рядом и внимательно наблюдайте за последовательностью появления на рисунке объектов, за исправлениями и комментариями, за сменой настроения в процессе рисования. Поощряйте словесное описание изображаемого, потому что рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга. Однако избегайте указаний и поучений, не отвлекайте от творчества своими замечаниями и вопросами – предоставьте воображению ребенка полную волю.

     

    Интерпретация детского рисунка

     

    В первую очередь, обратите внимание на то, какие эмоции вызывает у вас рисунок – это поможет определить состояние ребенка в момент творчества. Поможет в этом использование следующих понятий: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

    При большом количестве негативных оценок (если они прослеживаются в разных рисунках на протяжении длительного времени) можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако, это может быть показателем того, что ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует.

    Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются исправления и штрихи. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза, особенно – если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.

    Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей слабых и раздражительных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально и психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют силу нажима. Импульсивные малыши не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто. Иногда рисунок «не помещается» на листе.

    Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы.

    Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессии: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения.

    Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

    Цвет является одним из самых ярких приёмов выражения отношения к людям и обстановке. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном, среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает положительных эмоций.

    Если на рисунке изображено несколько людей, то человек, к которому у ребёнок наибольшая привязанность, будет выделен большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.

    Но в первую очередь цвет – отражение внутреннего состояния «художника». Правда, иногда дети могут «показывать» цветом настроение нарисованного персонажа.

    В соответствии с представлениями многих психологов, каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

    • темно-синий – тревога, концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
    • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
    • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
    • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
    • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
    • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
    • черный – подавленность, протест, депрессия, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
    • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

    Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

    На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту.

     

     


    Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

    http://www.psyan-group.ru/

    (Автор Елена Баруздина)

    http://www.nanya.ru/

    (Автор Сергей Степанов)

    http://adalin.mospsy.ru/

    http://2mm.ru/

    (Автор Ольга Новикова)

     


    Оригинал статьи — на портале Воспитание детей


    Рекомендуем:

    Как интерпретировать рисунок человека

    О чём может рассказать детский рисунок семьи

    Цвет в детском рисунке

    Рисование по-новому

    Выбираем товары для рисования: советы специалиста

    Комментариев (3) к «Скрытый смысл детского рисунка»

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.