Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Обычно объект, который привлекает наше внимание, обладает некоторыми особенностями, свойствами: он интенсивно воздействует на нас, контрастирует с окружением или с чем-то привычным, он динамичен и воздействует на наши эмоции. Кроме того, в зависимости от нашего настроение, наших мыслей и потребностей, разные объекты привлекают наше внимание.
Бывает, что объект, на который мы направили своё внимание, не обладает этими свойствами. В этом случае мы вынуждены применять усилия для концентрации на нём. Это явление называется произвольным вниманием.
Не стоит путать внимание и внимательность. Под внимательностью понимают уже сложившееся качество личности, умение сосредотачиваться на чем-нибудь.
Есть еще одно схожее понятие – наблюдательность. Под ней подразумевается способность видеть детали, отдельные признаки.
Непроизвольное внимание, то есть такое, которое не требует от нас волевых усилий, дается нам с рождения. А вот внимательности, наблюдательности и умению концентрировать свои мысли на определенном объекте – этому человек учится на протяжении всей своей жизни.
О развитии внимания, внимательности и наблюдательности
Примерно до школьного возраста дети не умеют направлять свое внимание волевым усилием. Поэтому малыши так легко отвлекаются и часто сменяют деятельность – они просто еще не умеют подолгу сосредотачиваться на одном предмете.
Важно
Физиологи утверждают, что дошкольников больше всего привлекают эмоционально окрашенные объекты.
Поэтому примерно до 5-7 лет не следует требовать от ребенка, чтобы он сосредоточился на определенном предмете. Их внимание пассивно, оно направлено на то, что обладает притягательностью.
Но уже примерно в этом возрасте начинает развиваться навык использования произвольного внимания. Ребенок в подготовительной группе детского сада уже может направить свою волю на выполнение даже скучного задания.
Сила, концентрация внимания зависит не только от воли, но и от физиологического и психологического состояния. Уставший или очень огорченный человек будет рассеян, потому что не имеет сил или желания отвлекаться на что-то неинтересное и незначительное.
Есть и некоторые болезненные состояния, которые, нарушая деятельность мозга, уменьшают нашу способность быть внимательными. Даже воспаление носоглотки и аденоидов может сделать человека крайне рассеянным.
Как развить внимательность у ребёнка
Когда родители озабочены тем, что их ребенок не слишком внимателен, прежде всего, надо подумать, а не связано ли это с возрастными особенностями или с заболеваниями. Если эти факторы исключены, то научить ребенка быть более собранным и внимательным достаточно легко.
Для начала, организуйте его ежедневную деятельность так, чтобы его ничто не отвлекало – ни окружающие звуки, ни ожидание чего-то приятного, ни необходимость отвлекаться на другие важные дела во время выполнения какого-либо задания.
Хорошо также развить в ребенке навык самоконтроля. Он станет внутренней, самой сильной мотивировкой.
Если ребенку нужно выполнять множество различных заданий, особенно однотипных, полезно устраивать небольшие перерывы, во время которых можно расслабиться умственно, физически и эмоционально.
И конечно, существует довольно большое количество простых и веселых упражнений на развитие внимания. Если заниматься ими регулярно, не торопясь, фиксируя достижения, они приносят невероятный результат!
Самое главное: не надо стыдить ребенка за неумение делать что-то быстро и качественно. Не надо и шантажировать, обещая что-то приятное за выполненное правильно и в срок задание. Это прямой путь к заниженной самооценке и развитию самых разных комплексов.