• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • АПРЕЛЬ
  • «Почемучкин» возраст

     

    Родители всегда с нетерпение ждут того счастливого времени, когда их малыш настолько овладеет речью, что с ним можно будет говорить. Но научившись строить длинные предложения и собрав запас слов, достаточный для описания большинства окружающих предметов и явлений, ребенок быстро понимает, как можно использовать новое умение и… превращается в почемучку.

    В среднем в три года (кто-то в два, а кто-то в пять лет) ребенок начинает исследовать окружающий мир. Его интересует устройство вещей и взаимосвязь явлений. Именно в этот период головы авторитетных взрослых ломятся от всевозможных «почему?», «зачем?» и «как?». Почемучки требовательны и нетерпеливы, обижаются на молчание и сердятся на обман.

    Часто мам и пап такая настойчивость выводит из себя. Но если посмотреть на эту родительскую проблему с позиции ребенка, то навязчивость и упрямство больше не будут вызывать раздражение.

    Откуда берутся эти бесконечные «почему»?

    Вот, смотрите, какая милая пара гуляет во дворе вашего дома – это Мама и Малыш, которому вот-вот исполнится три года. Давайте немного понаблюдаем за ними.

     

    Рядом с песочницей, в которой копается Малыш, приземлилась большая черная ворона и, громко каркая, озирается по сторонам в поисках съестного. 

    - Мама, почему ворона?

    - Ты прав, Малыш. Эта большая черная птица, которая говорит «кар-кар», называется вороной. Она прилетела посмотреть, не бросил ли ты ей чего-нибудь вкусненького.

    Малыш, увидев птицу и услышав ее карканье, определил ее как ворону, но не был уверен в правильности своей догадки, поэтому обратился к Маме. Он не мог выразить своих сомнений словами и задал вопрос, оформив его уже ставшим привычным «почему».

    Для дошкольников авторитет взрослых непререкаем, поэтому только к ним он может обратиться за подтверждением и оценкой своих знаний.

     

    - А почему бросил? 

    - Птицы, которые живут во дворах, знают, что дети любят их подкармливать. Вот и эта ворона увидела тебя и подлетела поближе. Она хочет кушать и ждет, что ты кинешь ей кусочек хлеба.

    Конечно, наш Малыш уже много раз кормил птиц догадывается, что эта ворона прилетела не просто так. Только он еще не может определить сам, что птице от него нужно. Пришлось задать Маме очередное «почему».

    В процессе изучения мира ребенок открывает, что все в нем взаимосвязано, и начинает изучать эти связи. Но наблюдения дают очень мало сведений, поэтому за разъяснениями он обращается к взрослым.

     

    Малыш не взял из дома ничего, чем можно было бы покормить птицу, и, понаблюдав за ней, продолжил строить песочный замок. Ворона же осталась поблизости от песочницы, привлекая к себе внимание ребенка. 

    - Мама, она хочет кушать?

    - Да, Малыш.

    Через некоторое время ворона отлетела чуть подальше, но оставалась на таком близком расстоянии, что Малыш то и дело посматривал на нее.

    - Мама, она хочет кушать?

    - Да, она так и не нашла себе ничего вкусного.

    Проходит еще несколько минут и птица, каркнув, перелетела на ближайшее дерево.

    - Мама, она хочет кушать?

    - Хочет, конечно. Мы же не покормили ее, а на земле ничего вкусного нет. Вот она и села на дерево. Наверно, сейчас полетит искать себе еду в другом дворе.

    Малыш прекрасно знал ответ на свой вопрос, но задавал его с завидным упорством несколько раз. Дети часто так делают, чтобы уточнить, чтобы развить тему, а конце концов, чтобы удостовериться в том, что с течением времени все остается прежним (ворона, не найдя пищи, так и будет хотеть есть). Кроме того, таким образом дети получают дополнительное подтверждение своих умственных способностей и любви окружающих.

     

    Копаясь в песке, Малыш обнаруживает осколок, который привлекает его внимание блеском и ярким цветом. Он показывает находку маме: 

    - Мама, смотри! Стекло.

    - Брось его!

    - Почему?

    - Малыш, оно острое.

    - Почему?

    - Таким острым стеклом легко порезаться. Тебе будет больно. Поэтому я не хочу, чтобы ты порезался. Пожалуйста, больше не бери осколки руками.

     

    Каждый ребенок трех лет знает, что осколки поднимать нельзя, и понимает опасность острых предметов. Но зачем же, несмотря на то, что Малыш был предупрежден о том, что стекло острое, он задал очередное «почему»?

    Таким образом ему требовалось узнать причину запрета. Ее важно понять для того, чтобы ограничение было легче выполнить. Задавая же свой любимый вопрос во второй раз, он хотел проверить, насколько серьезен запрет и насколько он обоснован.

    Важно! 

    Иногда полезно отказаться от тех требований, которые ребёнок перерос или необоснованность которых ему удалось вам доказать Это научит уступать и признавать свои ошибки.

    Отвечаем с умом

     

    Любознательность характерна для детей любого возраста, но почемучками они становятся только с появлением способности исследовать, то есть с развитием познавательного мышления.

    Оно необходимо для формирования различных подходов к изучению (этот навык пригодится уже в школе), получения новых знаний о природе вещей и устройстве мира и, таким образом, повышения интеллектуального уровня.

    Когда родители постоянно с раздражением отмахиваются от своего любознательного ребенка, он чувствует себя глупым, недостойным и ненужным. Травмированная самооценка может послужить толчком к зарождению неуверенности и недоверия к взрослым, в первую очередь – к родителям! Малыш вообще может решить, что взрослые сами не такие уж и много понимают, и тогда, тем более, познать этот мир не дано и ему.

    Так угасает любопытство, ребенок начинает жить только тем, что связано с текущим моментом. И уже в школе ему будет очень скучно от навязывания новых знаний, которые ему совсем не нужны.

    Вот почему так важно отвечать на детские вопросы! И стараться делать это без раздражения, а наоборот, показать заинтересованность и участие, похвалить за разумность и наблюдательность. Даже если родитель устал. Даже если вопрос кажется глупым. Даже если кажется, что ребенок не сможет понять объяснений.

    И сложные вещи можно объяснить просто. Но не примитивно. В любом случае, вашу попытку объяснить ребенок воспримет положительно, даже когда не смог понять ответа. Если же вы совсем не готовы говорить на какую-то тему, лучше перенесите этого разговор на другое время. Вы успеете подготовиться и подумать, как объяснить это простым я доступным вашему ребенку языком.

    Важно! 

    У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста — повышенная чувствительность к реакции взрослого. Обидеть такого малыша очень просто.

    В то же время бывают ситуации, в которых не ответить на детский вопрос даже полезно: например, когда ответ на него очевиден или легок, и даже когда взрослый сам не уверен в правильном ответе. Подталкивайте малыша на размышления, ненавязчиво подсказывайте. И снова хвалите его любознательность и сообразительность. Когда ребенок поймет, что путем рассуждений можно во многом разобраться, его самооценка повысится, а количество обращенных к вам вопросов уменьшится.

    Родителям в помощь

    Эффективнее познавательное мышление будет развиваться, если родители включатся в исследования ребенка. Разнообразные игры, упражнения, опыты, кроссворды и ребусы будут особенно полезны малоактивным и неинициативным детям.

    Наглядная опора в виде книг с иллюстрациями, детских энциклопедий, научно-популярных фильмов облегчит задачу родителей. Посещение выставок и музеев, возможно, вызовет любопытство к новой сфере.

    В то же время ограничивайте неустойчивую нервную систему ребенка от слишком большого количества новой информации. Достаточно ненавязчиво возвращаться к вызвавшей интерес теме, каждый раз используя разные органы чувств.

    Несомненно, вопросы почемучки не всегда уместны и порой утомительны. Но вместо того, чтобы сердиться, ответьте на доверие и любовь, которые ребенок проявляет, обратившись со своим крайне важным вопросом именно к вам!

     

     


     

    Рекомендуем:

    Кризис трёх лет

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.