Открытые вопросы. Как разговорить ребёнка

 

Многие родители сталкиваются с нежеланием детей рассказывать о том, как прошёл их день в детском саду или в школе. Часто дети отмахиваются односложными ответами вроде «нормально», «как обычно», «не помню», «не знаю»… Разговорить такого молчуна легко, если задавать ему правильные вопросы.

Смысл открытых вопросов заключается в том, чтобы не дать собеседнику возможность ответить одним словом, побудить в нём желание задуматься и ответить обстоятельно. Правильно задаваемые вопросы помогут лучше понять ребёнка, откроют неизвестные ранее черты, мысли и взгляды. А ещё они помогают и самим детям – дают опыт анализа сложных ситуаций и поиска выхода из них, то есть развивают мышление, интеллект. Ведь именно неприятные моменты, случившиеся за день, дети и пытаются скрыть от родителей. Просто потому, что вспоминать о них весьма неприятно.

Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов: что, как, какой, почему, зачем и др.

Психологи не советуют увлекаться открытыми вопросами, чтобы не нарушить естественность общения и не превратить приятную беседу в допрос. Используйте их, когда чувствуете, что ребёнок что-то недоговаривает.

 

Примеры открытых вопросов ребёнку

 

Про школу и детский сад:

  • Какой урок у вас сегодня был самым интересным?
  • Какое занятие(урок) приносит тебе самое большое удовольствие?
  • Из каких материалов вы сегодня делали поделку?
  • В какие игры вы играли на перемене (после сна, на прогулке)?
  • Какая игра у вас сегодня была самой весёлой?
  • Над чем вы сегодня смеялись?
  • Какое у вас в школе (детском саду) самое классное место?
  • Что нового ты узнал сегодня?
  • Что хорошего произошло сегодня с тобой?
  • Чем бы тебе хотелось заниматься больше (меньше) в школе (детском саду)?
  • Тебе понравился сегодняшний обед? Что было самым вкусным?

 

Про друзей/одноклассников/одногруппников:

  • Чем ты сегодня насмешил/огорчил) своих друзей?
  • Кто из класса (группы) тебе нравится больше всех? Почему?
  • Кто из класса (группы) тебя раздражает? Почему?
  • Какие самые неприятные поступки, по твоему мнению, может совершить друг?
  • Если бы можно было завести любого питомца, кого бы ты выбрал)?
  • Как дела у твоего лучшего друга?
  • Если бы можно было выбирать, с кем сидеть за одной партой, с кем бы ты точно не захотел сидеть? Почему?
  • Кому ты сегодня помог? Или, может быть, кто-то помог тебе?

 

О ребёнке

  • С какого возраста ты себя помнишь?
  • Что тебя больше всего злит?
  • Какое у тебя самое счастливое (несчастное) воспоминание из жизни?
  • Что ты умеешь такого, чему мог) бы научить других?
  • Чем тебе запомнился детский сад (первый класс, начальная школа и т.д.)?
  • Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?
  • Чему бы тебе хотелось научиться?
  • Если бы можно было исправить в себе три вещи, что бы это было?
  • Было ли тебе сегодня очень скучно (весело, одиноко, грустно)?

 

Философские

  • Из всего, что ты узнал, что, как ты думаешь, больше всего пригодится тебе во взрослой жизни?
  • Если бы ты мог отправить сообщение себе в прошлое, что бы ты в нём написал?
  • Что бы ты изменил в этом мире, если бы у тебя была волшебная палочка?
  • Если бы ты умел летать, куда бы ты полетел?
  • На какого сказочного героя (известного человека, знакомого) ты бы хотел быть похожим? Почему?
  • Какие три желания ты бы задал золотой рыбке?
  • Если бы у тебя появилось очень-очень много денег, на что бы ты их потратил?
  • Если бы мы сегодня пригласили учителя (воспитателя) в гости, как думаешь, что бы он рассказал о тебе?
  • Как считаешь, что случится, если..?

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.