• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • АПРЕЛЬ
  • Про детскую медлительность

     

    Как сильно может нас раздражать то, что ребенок полчаса одевается на прогулку; что съедает свою порцию каши тогда, когда папа с мамой уже давно закончили свой завтрак; что, собирая игрушки, беспрестанно отвлекается на игры. Не решают эту проблему ни приступы ярости, ни мольбы, ни напоминания.

    Под понятием «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные как с обстановкой в семье, так и со здоровьем ребенка. Часто проблемы начинаются уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей они прослеживаются даже в младенчестве.

    Разобраться с причинами такого поведения вашего ребенка желательно до того, как вы начнете решать проблему педагогическими (или даже не совсем педагогическими) методами. Попробуйте догадаться, что хочет сказать ребенок, – и проблема будет наполовину решена. Кроме того, выявление причин медлительности можно доверить специалистам – педиатрам, детским невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

    Медлительность и как с ней бороться

     

    Ребенок-флегматик. Особенности темперамента флегматика – классический случай ярко выраженной детской медлительности. Такой малыш спешки просто не выносит. Он отличается солидностью и рассудительностью, делает все обстоятельно, упорно преодолевая препятствия. Если надо отстоять свои решения и привычки, проявит завидное упрямство. Такой ребенок очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. В дружбе проявляет завидное постоянство и преданность. Его мимика невыразительна, а речь – медлительна. Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Ему крайне трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Психологи советуют 

    Научите флегматика следить за часами, договоритесь заранее о времени, отведенном на начатое дело. Если ребенок не успеет закончить задание вовремя, укажите на это и дайте возможность доделать его. Замечательно, если одновременно удастся стимулировать активность обещанием по окончании данного задания получить что-то, что действительно интересно. На малышей, которые не имеют представления о времени, воздействовать следует только стимулами.

    Есть также методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе. 

    Иногда советуют хотя бы на время отдать ребенка-флегматика в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость (плавание, бег, лыжи). Предполагается, что там ребенок научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Но есть мнение, что подобные попытки «расшевелить» флегматика заранее обречены на неудачу.

    Возрастные особенности. В период от 1,5 до 3 лет неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которые еще не могут действовать быстро и четко. Ни в коем случае, устав от ожидания, не делайте за ребенка то, что он сам вполне способен выполнить. Этим вы только спровоцируете у него развитие пассивности и безынициативности.

    Недостаточно развитое внимание. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема связана с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание – способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной.

    С медлительным школьником можно поговорить о его будущем. Дайте ему почувствовать себя членом общества и понять, что от прикладываемых сейчас усилий зависит то, как он будет жить дальше. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к обучению, показав, как могут применяться его знания на практике.

    Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания.

    Маленьким можно предложить среди 10-15 карточек с разными рисунками найти пару одинаковых. Или показать на минуту несколько мелких предметов, а затем убрать один и спросить у малыша, какого предмета не хватает.

    Более взрослому ребенку предложите такое задание: дайте лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспросит, ответьте, что делать надо так, как он понял. Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя.

    Тревожность. Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу. Когда родители наказывают ребенка за ошибки (или за ту же самую медлительность), он панически боится снова сделать все неправильно.

    Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей, смерти близкого человека, переезда в другой город, а также из-за постоянных конфликтов в семье. Это также повышает общий уровень его тревожности, с которой малыш может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности. В подобных ситуациях целесообразно обратиться к детскому или семейному психологу.

    Если медлительность связана с переходом ребенка в другой детский сад или другую школу, важно, чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации.

    Протест. Часто нерасторопность малыша может являться проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая мама теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш подсознательно старается привлечь внимание взрослого своей медлительностью, продлить этим взаимодействие. Дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. А для начала постарайтесь замедлить темп собственной жизни, чтобы найти в ней больше места для ребенка.

    Важно! 

    Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность, поэтому, при недостатке внимания, могут провоцировать вас на отрицательные реакции – ведь они, как правило, сильнее положительных.

    Протестовать ребенок может против авторитарного стиля воспитания в семье, жесткого принуждения ребенка к выполнению требований, строгих мер наказания за непослушание. В результате таких действий со стороны родителей у ребенка может сформироваться невроз. 

    Протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда неторопливость распространяется только на отдельные ситуации. В целом это могут быть самые обычные дети, без каких-либо нарушений.

    Проблемы со здоровьем. Ослабленность, повышенная утомляемость после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания тоже могут замедлить действия ребенка. Для таких детей необходим адаптационный период, и их медлительность естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил.

    Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с тяжелым протеканием беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Необходимо длительное наблюдение этих детей специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше.

    Леворукость также может стать причиной медлительности ребенка. Особенно, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит!

    Способы стимулирования активности

    С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению его активности, но в доступном для малыша темпе.

    Можно познакомить своего копушу с понятием времени и учить его распределять свои дела, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Для облегчения задачи сначала научите его чувствовать время – пусть угадывает, сколько минут прошло с определенного момента или сколько времени в данный момент.

    Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов.

    >Применяйте систему звездочек. Купите цветные звездочки и календарь с большими рамками. Затем используйте эти звездочки как награду за хорошее поведение. Договоритесь, что после того, как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.

    Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте веселые лица и картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте «улыбающуюся рожицу» рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче.

    Важно!  

    Степень подвижности нервных процессов передается по наследству, но не является постоянной. С 3 до 20 лет скорость нервных процессов возрастает. Кроме того, с 4 до 6 лет медлительность может быть существенно скорректирована.

    Не менее полезными будут любые подвижные игры, особенно с мячом и скакалкой. Школьника можно записать на гимнастику или айкидо (этот тип борьбы основан на мягких и плавных движениях). 

    Существенную помощь медлительным детям могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы. В психологии разработано целое направление «Музыкотерапия для детей».

    Оно включает специальные программы занятий, в которых различная деятельность протекает на «фоне» музыки.

     

    Снятие эмоционального напряжения

     

    Этот пункт тоже очень важен, так как напряжение ещё больше замедляет наших копуш. Для расслабления порой достаточно одной только маминой любви и нежности. Ребёнок любого возраста почувствует себя намного легче, если мама перед сном поговорит с ним о чём-то приятном, прочитает добрую сказку, а потом погладит его по спинке или по голове.

    Дети уже с 7-8 лет способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) — это прекрасно. Если нет, вы можете сами использовать некоторые приемы дома.

    Маленькие подсказки родителям копуши

     

    • не кричите и не наказывайте (это может привести к отказу от выполнения любых действий и даже к неврозу);
    • помогайте малышам (для повышения уверенности в себе);
    • ободряйте, хвалите (но никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей);
    • не прерывайте (лучше заранее предупредите, чтобы ребенок был готов к перемене деятельности);
    • дайте больше самостоятельности (пусть ребенок сам решает, что ему делать);
    • делайте свои пожелания абсолютно ясными;
    • установите визуальный контакт (это привлечет внимание ребенка к вам);
    • избегайте ярлыков (обращайтесь с ребенком так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает правильно и вовремя).

     

     

     


    Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

    http://www.7ya.ru/

    (Авторы: Юлия Джумм, Анжела Парамонова)

    adalin.mospsy.ru

    http://www.portal-slovo.ru/

    (Авторы: Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В.)

     


     

    Рекомендуем:

    Игры для медлительных детей

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.