• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Возрастные кризисы

    Несмотря на то, что каждый человек, каждая личность развивается индивидуально, мы в нашем развитии имеем кое-что общее. Это возрастные кризисы, которые проходят практически у всех детей (и даже у взрослых!) и имеют некоторые общие черты.

    В результате каждого кризиса ребенок получает новые знания о себе и своих способностях, проявляет новые черты характера. И если кризис проходит неудачно, правильность развития нарушается.

    Вооружитесь знаниями заранее и спокойно ожидайте неизбежного момента, чтобы встретить сложности во всеоружии. Помните, что именно Ваше понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса. Вы обязательно поможете друг другу, если будете друг к другу внимательнее.

    Обойти кризисы не возможно – почти все дети переживают эти периоды. Часть детей ведут себя как обычно, другие же, наоборот, обнаруживают все самые негативные стороны кризисных явлений. Но как правило, кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, повышенной конфликтности, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет.

    Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период – вопрос «кто я?». Второй вопрос любого кризиса «Что могу?».Кризис совершенно необходим, в этот период развитие ребенка переходит на новую ступень, являясь закономерным завершением постепенно накапливающихся поведенческих изменений. Эти изменения возникают прежде всего, потому что у детей появляются новые желания, удовлетворить которые уже известными, проверенными способами невозможно. Понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски, оно означает скорее «перелом», а не «катастрофу».

    Активно поощряйте и поддерживайте стремление малыша к новому, более «взрослому» положению в жизни, приветствуйте самостоятельность детей – это способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

    И всегда помните, что после любого пика наступает период спокойного и стабильного развития.

    Все кризисы развития различаются по целям и достигнутым по их окончании умениям. Поэтому целесообразно каждый сложный период в развитии детей рассматривать отдельно.

    Кризис рождения (отделяет внутриутробный период развития от младенческого возраста)

    Первый кризис, который переживает человек – это рождение. Основная задача этого кризиса – приспособиться к окружающему миру.

    Кризис первого года (отделяет младенчество от раннего детства)

    В результате этого возрастного кризиса у ребенка происходит становление воли. Он начинает категорически возражать, протестовать против запретов и ограничений. Это проявляется в виде крика, истеричных падений на пол и стучанием по нему руками и ногами. В этот период родителям следует предоставить ребенку чуть больше самостоятельности, а также проявить терпение, сдержанность и быть последовательными.

    Единственное, в чем родителям следует проявлять упорство, так в случае абсолютных запретов. Они создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.

    Основным достижением второго возрастного кризиса является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.

    Кризис двух лет

    Где-то в районе 2-х лет появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным шкодничеством. Дети этого периода жизни испытывают родителей с целью установить границы приемлемого поведения. Другая задача – завоевание физической автономии (знаменитое – Я сам!)

    Кризис трёх лет (переход к дошкольному возрасту)

    Кризис трех лет – это первое серьезное испытание для родителей. Он может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 — 4 года. Ребенок осознает, что он – личность, и действует в соответствии с этим представлением. Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если перестроить отношения с ребенком не удается, если его возросшая самостоятельность вызывает только гнев, у ребенка возникают кризисные явления.

    Некоторые отрицательные моменты во время этого кризиса можно обойти с помощью режима, твердого распорядка дня. Если изо дня в день повторять определенный набор действий, ребенок запомнит, что одно действие обязательно должно идти после другого, и со временем многое станет выполнять самостоятельно.

    Есть и другие моменты, на которые важно обратить внимание родителям трехлетки:

    • пересмотрите запреты (некоторые наверняка уже устарели);
    • установите обязанности ребенка (это позволит ему почувствовать свою значимость);
    • не мешайте ребенку заниматься своим делом, не подсказывайте и не поправляйте, пока он сам об этом не попросит;
    • говорите с ребенком, обсуждайте его желания и чувства, покажите, что вас заботит его настроение;
    • чаще хвалите малыша;
    • если нужно указать на недопустимое поведение, делайте это максимально мягко;
    • проявляйте гибкость, ищите компромиссы;
    • следите за своими эмоциями и реакциями (многое дети копируют со взрослых).

    Когда кризис закончится, окажется, что ребенок научился действовать самостоятельно во многих ситуациях, может объяснить сложные явления и понимает, когда с ним говорят о серьезных вещах.

    Читать подробнее о кризисе трёх лет

    Кризис 7 лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом)

    Когда ребенок идет в школу с ним может случиться, а может и не случиться кризис начала обучения. По мнению психологов, это самый спокойный возрастной кризис..

    Большая ошибка родителей первоклашки – их непоследовательное отношение к нему. Дома он остается все тем же малышом, за котоого принимают решения взрослые; а когда дело касается школы, от ребенка начинают ожидать больше, чем он может выполнить, появляется слишком много ограничений. В это время меняются авторитеты. Теперь для ребенка важно не только мнение родителей, но также и то, что говорит учитель…

    Основным достижением кризиса 7 лет является развитие самооценки. Это чувство напрямую зависит от успехов в школе, поэтому часто бывает неадекватным. Кроме того, пережив ощущение взросления, ребенок ставит перед собой новые цели, начинает вести себя иначе, больше размышляет и оценивает.

    Читать подробнее о кризисе семи лет

    Кризис подросткового возраста (совпадает с переходом к подростковому возрасту)

    Это второй, после кризиса трех лет, переломный период. Произошедшие физические изменения влекут за собой и эмоциональные. То, как изменилось тело ребенка, может ему не понравиться, он может начать относиться к себе слишком критично.

    Снова меняются авторитеты: теперь очень важным становится мнение сверстников, общению с ними придается больше значения.

    Чтобы избежать развития комплексов, родителям подростка следует чаще хвалить и подбадривать его, меньше критиковать и указывать.

    В результате подросткового кризиса появляется рефлексия на себя, формируется мировоззрение.

     

    На этом чреда кризисов человека не обрывается. И у взрослых есть свои критические особенности. Переживая кризисы, мы растем и открываем в себе новые возможности.

     

    Важно!

    Если у родителей возникают сомнения в том, правильно ли развивается ребенок; если родители не понимают своего ребенка; если существуют ситуации, когда родители не знают, как правильно вести себя, – следует обратиться к детскому психологу. Он поможет вам советом, определит нарушения в развитии и подскажет, каким образом негативное в поведении ребенка можно скорректировать. Не удивляйтесь, если на прием к психологу пригласят всю семью. Ведь зачастую проблемы ребенка – это отражение проблем семьи в целом, и в этом случае справиться с ними удается только тогда, когда налажено прочное сотрудничество психолога и всех членов семьи.

     

     


     

    Оригинал статьи — на портале Воспитание детей

     


    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.