Диагностика СДВГ

Обследование ребенка с нарушениями внимания и гиперактивностью требует, как правило, использования различных диагностических процедур. Однократное наблюдение за ребенком в условиях поликлиники часто бывает ненадежным для правильной постановки диагноза, так же как и родители не всегда бывают объективным источником информации. Поэтому клинический осмотр должен включать осмотр ребенка педиатром и невропатологом с обязательным присутствием психолога. Дальнейшая коррекционная работа нуждается в постоянном участии психолога.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей. Анкета предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. Важен анализ влияния неблагоприятных производственных факторов и состояния здоровья родителей ребенка, социального положения семьи, особенностей течения беременности и родов, данных о развитии и перенесенных ребенком заболеваниях.

Существует несколько видов анкет, помогающих диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Для малышей удобно использовать модифицированные критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987).

По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны. 

Итак, ребенок:

  1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).
  2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
  5. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.
  6. С трудом исполняет инструкции других.
  7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  9. Во время игр беспокоен.
  10. Часто чрезмерно разговорчив.
  11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».
  12. Часто кажется, что не слышит, что ему/ей сказано.
  13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
  14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Есть и более подробная анкета, определяющая по отдельности наличие каждого из трёх основных симптомов СДВГ (невнимательность, гиперактивность, импульсивность).

 

Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков: 

  • не способен удерживать внимание на деталях,
  • не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь,
  • не умеет доводить выполняемую работу до конца. дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их,
  • испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности,
  • избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения,
  • часто теряет свои вещи,
  • легко отвлекается на посторонние стимулы,
  • постоянно все забывает.

Для постановки диагноза должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • суетлив, никогда не сидит спокойно,
  • не в состоянии долго усидеть на месте,
  • двигательная активность не имеет определенной цели,
  • не может играть в тихие игры,
  • всегда нацелен на движение,
  • часто бывает болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

  • часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца,
  • с трудом дожидается своей очереди,
  • мешает другим, вмешивается в разговоры, игры.

При наличии СДВГ из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть, и сохраняются они не менее шести месяцев.

Подобными анкетами-тестами можно проверить своего ребенка и на дому, но не забывайте, что окончательный диагноз ставит только квалифицированный невропатолог!

 

 


Статья подготовлена по материалам сайта

http://adalin.mospsy.ru/

(Авторы: Г.Г. Шанько, Е.В. Мурашова, Г.В. Болотовский, В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов)

 


 

Рекомендуем:

Когда гиперактивность не является патологией

Начальные проявления синдрома

Портрет гиперактивного ребёнка

Прогноз для гиперактивного ребёнка

Диета для гиперактивных детей

Почему мой ребёнок гиперактивен?

Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.