• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Проекты
  • Ответы мамам
  • Языковая школа Дмитрия Никитина в Ярославле: английский для взрослых и детей, немецкий язык, испанский язык, французский язык, итальянский язык, китайский язык

    Как влияют планшеты и смартфоны на развитие дошкольника. Взгляд логопеда

     

    В последние несколько лет с появлением в нашей жизни электронных помощников – планшетов, смартфонов, ноутбуков – появилась и новая проблема: интернет- и гаджетозависимые дети и подростки. И если при упоминании этой проблемы мы чаще подразумеваем школьников подросткового возраста, не стоит забывать, откуда и в каком возрасте эти проблемы возникают.

    Нужно ли давать ребёнку в руки планшет или телефон?
    Стоит ли ограничивать ребёнка во времени при просмотре мультфильма или компьютерной игры?
    Покупать ли малышу собственный гаджет, и в каком возрасте это допустимо?

    Эти и подобные вопросы, возможно, стоит задать психологу, но поскольку частое, а порой и бесконтрольное, времяпрепровождение перед телевизором или с планшетом в руках оказывает большое влияние не только на общее развитие, но и на развитие речи ребёнка, попробуем рассмотреть этот вопрос с логопедической точки зрения.

     

    Дети и планшеты

     

    За последние 20 лет количество детей с общим недоразвитием речи возросло с 4 до 32% (по данным ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения). Изменение ситуации не в лучшую сторону педиатры и психологи обуславливают ухудшением экологии, снижением качества здоровья и возраста родителей, а также появлением в нашей жизни различных новшеств и благ цивилизации, к которым можно отнести компьютеры и их производные. Именно они – планшеты и смартфоны – и попадают в руки детей, и чаще всего – бесконтрольно.

    Не всегда игры, в которые играют с телефона дети, соответствуют их возрасту или психо-эмоциональному развитию, а это влияет на ЦНС (центральную нервную систему) и может привести к:

    • излишнему возбуждению,
    • раздражительности,
    • агрессивности.

    Также не стоит забывать и о таких проблемах, как:

    • нарушение осанки,
    • недоразвитие мелкой моторики,
    • ухудшение зрения и зрительного восприятия в целом.

    Понятно, что и развития речи при планшетных играх не происходит – ребёнок поглощён видеорядом, а попытка с ним заговорить и отвлечь вызывает только негативную реакцию.

    По современным требованиям ВОЗ, детям до 3 лет не рекомендуется просмотр теле- и видеопрограмм, особенно с экранов планшетов и телефонов. С 3 до 5 лет это время составляет в среднем 30-40 минут в день, с 5 до 7 лет – не более часа.

    Ко всему прочему есть риск развития «клипового мышления», чем давно уже озабочены зарубежные психологи и педагоги. Это особенность восприятия окружающего мира через короткие, яркие и часто сменяющиеся образы. Визуальный ряд предоставляет больше информации, нежели речь или текст, но и запоминается такая информация хуже и недолговечнее. У ребёнка не формируется способность анализировать и обрабатывать информацию, не развивается память и способность к восприятию устной речи. И если в дошкольном возрасте не обратить на это внимания, то в процессе учёбы у ребёнка возникнет масса проблем:

    • снижение уровня успеваемости и коэффициента усвоения знаний (быстрое забывание полученной информации, неумение воспринимать информацию на слух),
    • неспособность углубиться в изучение предмета (привычное поверхностное восприятие информации),
    • невозможность осилить классические произведения литературы (слишком большой объём информации, предоставленный не в видео, а в текстовом варианте).

    Почему планшет или смартфон должны быть под запретом для дошкольников?

    При их использовании мы наклоняем голову вниз, что вызывает напряжение мышц шеи, а это, в свою очередь, приводит к головным болям, ощущению переутомления. Также возникает дополнительная нагрузка на глазное яблоко, которое к 7 годам сформировано только на 80%, а полностью формируется лишь к 12-14 годам. Соответственно, есть риск раннего ухудшения зрения, а также нарушение осанки (сутулость, сколиоз). Если же ребёнок сам контролирует процесс просмотра с помощью сенсорного экрана или кнопок, это вызывает ещё и привыкание, а далее – зависимость.

    Следует учитывать то, с какого носителя ребёнок смотрит мультфильмы. Детям до 10-12 лет рекомендован просмотр только с экрана ТВ – сидя, изображение на уровне глаз, на расстоянии не менее 2 метров (в зависимости от размера экрана – чем он больше, тем больше расстояние). Если это монитор компьютера (но ни в коем случае не планшет или смартфон), то расстояние должно быть не менее 50 см.

    Если «поймать» момент, когда ребёнок ещё не достиг той степени зависимости, при которой отказ от компьютерных или планшетных (телефонных) игр вызывает резкие смены настроения, истерику, поведение, не соответствующее конкретной ситуации, то можно попробовать исправить ситуацию. Не стоит резко убирать гаджет с категорическим «нельзя», чтобы не спровоцировать нервные срывы (а есть риск и такого развития событий), а стоит постепенно сокращать время его использования.

    Следует всегда предлагать замену занятию, в котором вы хотите ограничить малыша. Строгий запрет может спровоцировать обратную реакцию. Не стоит скандалить, повышая голос, но и не приучать ребёнка манипулировать взрослыми путём истерик. Если же ситуация выходит из-под контроля и родители понимают, что не справляются с ней самостоятельно, не травмируя ребёнка, стоит обратиться за советом к психологу.

     

    С уважением, учитель-логопед
    Ломина Ксения Владимировна
    частный детский сад «Филиппок», г. Ярославль

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Родительский контроль. Полезные приложения для устройств на Android

    Меньше смотреть телевизор? Легко!

    Если у ребёнка болит спина или шея, возможно, в этом виноват планшет

    Планшетные компьютеры мешают развитию малышей

    YouTube разработал приложение для детей и родителей

    Дети зависимых от телефонов родителей чувствуют себя одинокими

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.