Развитие на первом году жизни

 

Малыши первого года жизни развиваются стремительно. Вес ребенка за этот короткий период увеличивается в несколько раз, рост – почти в 1,5 раза. А уж каким большим количеством навыков он овладевает!

Всех без исключения членов семьи радует этот удивительный процесс превращения совершенно беспомощного крошечного существа в активного и любознательного человечка. Родители часто с нетерпением ждут сначала того, когда малыш научится поднимать головку, потом – когда сможет сидеть, стоять, ползать и, наконец, ходить. Все хотят, чтобы это произошло как можно быстрее, но природу не обмануть – у всех навыков есть свои сроки.

Чтобы не беспокоиться о своевременности развития своего малыша, родителям достаточно знать примерный возраст, к которому ребенок должен овладеть теми или иными способностями. Для этого особое внимание следует обратить на такие параметры, как:

  • моторика,
  • зрение,
  • слух,
  • речь,
  • эмоции, восприятие.
Статистика  

Проект МедМир сообщает об исследованиях, которые показали, что от того, с какой скоростью рос головной мозг в первый год жизни, напрямую зависит уровень интеллектуального развития человека. После 12 месяцев жизни рост головы уже не влияет на последующее IQ, и догнать упущенное уже невозможно.

Что же касается ежемесячной прибавки в весе и росте, то это очень и очень индивидуально. Зависит увеличение массы от огромного числа условий: от веса при рождении, способа вскармливания, уровня обмена веществ, наличия заболеваний, наследственности и даже от физической активности.

Важнее не считать набранные граммы, а смотреть на соответствие веса и роста возрасту и полу.

Ну, а навыки – несколько другой показатель. С ними всё проще, хотя и тут разброс нормы достаточно велик. Итак, что должен уметь младенец в разные периоды своей жизни.

 

1 месяц

 

Моторика. Лежа на животе, поднимает головку и старается удержать ее, поворачивает в разные стороны. В основном спит, прижав ручки и ножки к тельцу – принимает привычную «внутриутробную позу».

Зрение. Умеет фиксировать взгляд на неподвижном объекте, часто смотрит в лицо взрослого. Пытается следить и за передвигающимися предметами, особенно за светящимися. При этом глазки могут двигаться независимо друг от друга, из-за чего часто наблюдается косоглазие.

Слух. При хлопке или другом резком звуке вздрагивает или моргает. Умеет кратковременно сосредотачиваться на звуке, голосе.

Речь. Появляются звуки, похожие на «г» или «к».

Эмоции, восприятие. Может начать улыбаться. Когда внимательно наблюдает за чем-нибудь, открывает рот, как будто удивлен.

 

2 месяца

 

Моторика. Дольше держит голову в положении на животе. Открывает ладошку и умеет держать игрушку, вложенную ему в кулачок.

Зрение. Рассматривает лица, особенно матери. С интересом смотрит простые черно-белые изображения. Следит глазками за движущейся погремушкой.

Слух. Умеет прислушиваться.

Речь. Начинает гулить.

Эмоции, восприятие. Улыбается, когда видит взрослого.

 

3 месяца

 

Моторика. Хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении (хотя бы 30 секунд). Лежа на животе, опирается на руки, но локти не разгибает. Приподнимает головку, если потянуть его за руки. Если ладошками почувствует игрушку, попытается схватить ее.

Зрение. Умеет следить за движущимся предметом, лежа на животе. При этом одновременно поворачивает голову и двигает глазами.

Слух. Поворачивает голову в сторону источника звука (голоса матери, звона погремушки).

Речь. Пытается подражать интонациям взрослого, гулит нараспев.

Эмоции, восприятие. Оживляется, когда радуется чему-то (яркой игрушке, матери), – активно шевелит ручками и ножками, издает радостные звуки. Может смеяться. К этому времени обнаруживает свои ручки и начинает изучать их – рассматривать, ощупывать.

 

4 месяца

 

Моторика. Лежа на животе опирается на руки, слегка разогнув их в локтях (плечом и предплечьем образуется прямой угол. Тянет ручки в определенном направлении, например к игрушке. Если потянуть ребенка за ручки, согнет локти, попытается подтянуться.

Зрение. Видит и рассматривает предметы, находящиеся близко к нему. Умеет переводить взгляд с одного предмета на другой.

Слух. Различает голоса близких людей, слушает свой голос.

Речь. Экспериментирует с силой своего голоса, кричит.

Эмоции, восприятие. Смеется, используя голос. может начать пугаться чего-нибудь. Любит ощупывать себя, свою одежду и игрушки.

 

5 месяцев

 

Моторика. Лежа на животе, поднимает грудь и опирается на раскрытые ладони. Переворачивается со спины на живот. Присаживается, если потянуть за ручки, и сидит с поддержкой. Умеет держать предметы двумя руками.

Зрение. Запомнил лица всех членов семьи, отличает их от «чужих».

Слух. Воспринимает музыку и прислушивается к ней.

Речь. Произносит некоторые согласные звуки, сочетает их с гласными. Пытается говорить, используя отдельные звуки и слоги.

Эмоции, восприятие. Заметив новое, настораживается. Может пугаться незнакомых людей. Требует общения.

 

6 месяцев

 

Моторика. Сидит, опираясь на обе руки. Умеет перекладывать игрушки из раки в руку, держать по игрушке в каждой руке. Лежа на животе, переносит вес тела с одной руки на другую. Подползает к заинтересовавшему предмету.

Зрение. Понимает жесты и реагирует на них.

Слух. Реагирует на знакомые звуки.

Речь. Может говорить сам с собой.

Эмоции, восприятие. Внимательно рассматривает предметы и людей. Реагирует на мимику, выражение лица, жесты. Сам просится на руки.

Игра. Начинает сам играть, знает, что надо делать с игрушками.

И еще. В среднем, в этом возрасте начинают прорезываться зубки. Ребенку, которому исполнилось полгода, можно постепенно начинать вводить прикорм.

 

7 месяцев

 

Моторика. Самостоятельно сидит, хорошо сохраняя равновесие, может опираться на одну руку. Пытается садиться из положения на спине, хорошо переворачивается с боку на бок и умеет стоять на четвереньках и некоторое время – на ногах (с опорой).

Зрение. К этому возрасту развивается глазомер настолько, что ребенок легко оценивает размер предмета и расстояние до него. Это легко проследить, понаблюдав, как он складывает ладошку, чтобы схватить игрушку.

Слух. Слышит интонации в голосе, адекватно на них реагирует.

Речь. Появляется особенная, детская речь, называемая лепетом.

Эмоции, восприятие. Понимает речь и правильно реагирует на нее. Знает название некоторых предметов из домашней обстановке и может показать их в ответ на просьбу.

Игра. С увлечением стучит, рвет, разбрасывает, открывает и закрывает, развязывает. Понимает, что маленькое помещает в большое, чем тоже любит заниматься.

 

8 месяцев

 

Моторика. Самостоятельно садится из положения лежа на спине. Хлопает в ладошки и машет ручкой на прощание.

Зрение. Фиксирует взгляд на одновременно нескольких предметах. Рассматривает собственное отражение.

Речь. Говорит, используя слоги, – как правило, вместо всего слова используется только его первый слог. Слова «мама», «папа», «баба» и другие подобные использует осознанно.

Эмоции, восприятие. Адекватно реагирует на команды «где?», «дай», «на». Узнает людей, не входящих в семью. Развивается любознательность, все время чем-то занят, стремится изучать и познавать.

Игра. Умеет разбирать пирамидку.

 

9 месяцев

 

Моторика. Сам встает и ходит с поддержкой. Умеет брать игрушки несколькими пальчиками. Пытается самостоятельно кушать ложкой.

Зрение. Наблюдения становятся все более длительными.

Слух. Понимает и реагирует на просьбы, состоящие из нескольких слов.

Речь. Появляется звукоподражательная речь.

Эмоции, восприятие. Перенимает поведение других детей, может появиться жадность. Сам выбирает игрушки и правильно играет ими. В общении использует жесты.

Игра. Любимые игрушки – музыкальные, издающие звуки. Умеет играть несколькими предметами. Ищет спрятанную игрушку.

 

10 месяцев

 

Моторика. Ходит при поддержке за обе ручки. Некоторое время может стоять без опоры. Умеет залезать и слезать.

Зрение. Следит, как падает брошенный мячик или другой предмет.

Слух. Слышит тиканье часов, узнает знакомую музыку, внимательно слушает, когда ему читают.

Речь. Пытается повторять за взрослыми слова и интонации.

Эмоции, восприятие. Объясняет простые желания и потребности (голодный, мокрый). Когда слышит музыку, танцует и подпевает. Понимает слово «нельзя».

Игра. Может играть самостоятельно до получаса.

 

11 месяцев

 

Моторика. Стоит без опоры, ходит, держась одной ручкой, пытается ходить самостоятельно.

Зрение. Продолжает с интересом рассматривать предметы обихода, окружающий мир.

Слух. Понимает, что ему говорят.

Речь. Сам обращается ко взрослым, пытается завести разговор, просит. Использует свой язык.

Эмоции, восприятие. Знает свое имя и откликается на него. Реагирует на слово «нельзя». Появляется любимое и нелюбимое.

Игра. В играх появляется несложный сюжет, подражает действиям, которые ежедневно выполняет сам. Придумывает игры сам, но и с радостью занимается тем, что предложил взрослый. Пытается включиться в игру сверстников.

 

12 месяцев (1 год)

 

Моторика. Все больше ходит самостоятельно, но часто падает. Умеет приседать и поднимать игрушки. Кушает самостоятельно, умеет расчесываться и пытается сам одеться.

Зрение. Узнает и называет предметы, изображенные в книге.

Речь. Звукоподражание играет все большую роль в речи, общении. Говорит до 15 слов, новые слова появляются регулярно.

Эмоции, восприятие. Развивается чувство сопереживания.

Игра. Умеет катать мяч и машинку, собирать и разбирать матрешку, играет конструктором типа «Лего» с крупными деталями.

 

 


 

Рекомендуем:

Стандарты физического развития (ВОЗ)

Моторное развитие ребёнка (ВОЗ)

Календарь осмотра специалистами

«Ручной» период

Игры дома для самых маленьких

Всё о грудном вскармливании

Колики. Не болезнь, но неприятно

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.



Adblock
detector