Нужно ли школьнику учиться летом? Мнение психологов

 

Когда на протяжении трёх месяцев ребёнок ничем не занят, только отдыхает и максимум читает книги, велик соблазн нагрузить его учёбой. Ведь всегда есть, какие навыки отработать, какие правила выучить.

Стоит ли делать это? Что думают на этот счёт психологи?

ЯрМалыш задал этот вопрос ярославским психологам. И вот их ответы.

 

Наталия Сыркова,
студия развития и коррекции речи «ЛогоКабинет».

Для нормотипичных детей (детей,у которых нет нарушений развития в той или иной области) я бы не рекомендовала никаких занятий в академическом смысле: сижу, читаю, повторяю, учу. Для таких детей лето – это возможность восстановить ресурсы нервной системы, а их было потрачено немало с онлайн обучением. Перенапряжение было как эмоциональным, так и умственным. Для таких детей полезно как можно больше времени в летний период проводить на свежем воздухе: гулять, прыгать, бегать, играть в подвижные игры.

Для детей, у которых есть нарушения развития и которые выпали, в силу всем известных обстоятельств, из коррекционного процесса – посещать занятия летом нужно! Потому как время для них – самый ценный ресурс.

 

Гвоздецкая Татьяна Юрьевна,
центр психологической помощи семье, детям и взрослым «Остров перемен».

Лето – время для отдыха и оздоровления, поэтому гораздо важнее чтобы ваш ребенок за этот период отдохнул, окреп физически и душевно.

Хочется напомнить родителям, что ребёнок учится постоянно, взаимодействуя с окружающим миром. У него постоянно формируются в коре головного мозга новые нейронные связи и только в условиях стресса это обучение затрудняется или блокируется. Поэтому для каждого ребёнка гораздо важнее спокойная семейная обстановка, совместные игры на свежем воздухе и дома, поддерживающие и позитивные родители, которые не будут его заставлять заниматься «как в школе», а помогут ему увидеть свои сильные стороны и лучшие достижения.

В любом возрасте полезно чтение книг – задача родителей, помочь найти ребёнку интересные в его возрасте. Чтение не только расширяет словарный запас, пополнят знания об окружающем, но формирует у ребёнка уверенность, повышает самооценку. Также важной задачей взрослых я считаю научить ребёнка составлять план на день, соблюдая определённый распорядок дня. В разные дни надели помочь ему планировать разные виды деятельности, опять же в соответствии с возрастом.

Младшим школьникам возможно в игровой форме закреплять правила и таблицу умножения, средним школьникам – включать интересные дополнительные знания иностранных языков, старшим школьникам – пробовать себя в чём-то новом, возможно решение олимпиадных задач по разным предметам.

Таким образом, не стоит заставлять ребёнка заниматься, а нужно стараться создавать ему развивающую среду для познания себя и своих возможностей.

 

Анна Олеговна Исайчева,
детский центр развития речи «Улыбка».

В самом начале каникул нужно дать ребёнку отдохнуть, побыть дома. Важно, чтобы отдых был эффективным. В соцсетях – это не полноценный, отдых, так как даётся лишняя нагрузка на нервную систему. Родители должны организовать детям активные занятия, желательно на улице.

Дальше можно и поучиться. Но как это будет проходить, зависит от конкретного ребёнка.

Если говорить о младших школьниках, то у них обычно есть мотивация к учёбе, хотя к весне она падает. Поэтому, если не дать им полноценно отдохнуть, можно получить бунт. Обычно такие дети сами выполняют данные родителями задания, но случаются и трудности, связанные с нежеланием или невозможностью ребёнка учиться самостоятельно. В этом случае не надо ребёнка заставлять, нужно находить подходы, придумывать более интересные задания.

Что касается старших детей, то для них более важна внешняя мотивация. Чтобы полноценно заниматься во время летних каникул, они должны знать, зачем им это нужно. Интересные формы и виды занятий для них важны не менее, чем для младших школьников, и с этим обычно тоже возникают проблемы.

Чтобы летняя учёба прошла спокойнее, заранее оговорите этот вопрос: сейчас ребёнок отдыхает, а потом начнёт заниматься. Договоритесь о том, как это будет: пусть ребёнок сам выберет удобное для себя время и интенсивность занятий. Это должен быть компромисс, а не одностороннее решение.

 

Можно сделать вывод о том, что универсального ответа на вопрос нет. От зависит от ребёнка и ситуации. Но что точно важно, так это дать ребёнку отдохнуть. Ведь именно ради этого существуют каникулы.

Оставить комментарий



Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.