• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Детское плавание в вопросах и ответах

     

    В чём всё-таки польза плавания?

    Что такое «раннее плавание»?

    Кому показано плавание?

    Есть ли противопоказания к плаванию?

    Нужны ли родителям специальные знания?

    Какие правила нужно соблюдать во время занятий?

    Почему ребёнок не хочет плавать (боится воды)?

    Можно ли использовать круги?

    Каким должен быть бассейн?

    Как выбрать инструктора?

    В какое время лучше плавать?

    Какой должна быть длительность занятий?

    Как часто надо заниматься?

    Как подготовить помещение и ванну?

    Какой должна быть температура воды?

    Нужны ли добавки в воду?

    Как возобновлять занятия после перерыва?

    Можно ли сочетать плавание с дополнительными процедурами?

     

    В 30-х годах прошлого века было замечено, что даже совсем маленькие детки тянутся к воде, чувствуют себя в ней спокойно и даже пытаются плавать. С того времени началось увлечение детским плаванием, которое подкреплялось все чаще и чаще появляющимися результатами исследований положительного влияния воды на организм.

    К сожалению, до сих пор еще сложно найти профессионала, который мог бы помочь родителям, желающих заниматься плаванием со своим малышом. Не претендуя на профессионализм, попробуем однако же ответить на вопросы, возникающие у родителей, еще только раздумывающих о таких занятиях, и у тех, кто уже начал приучать ребенка к воде.

     

    В чем все-таки польза плавания?

     

    Специалисты разных стран уверены в том, что плавание помогает ребенку правильно развиваться.

    Физическое развитие. Активные и естественные движения, которые совершает ребенок в воде, способствуют укреплению мышц, позвоночника, костей. С этим действием связана функция коррекции осанки (даже в школьном возрасте!), предупреждения плоскостопия, появления пластичности и точности движений. В результате таких нагрузок полные дети худеют, а маловесные наращивают вес. Во время плавания тренируются даже самые мелкие мышцы, и регулярно плавающий ребенок становится сильным и выносливым.

    Психическое развитие. Вода для маленького ребенка – естественная среда, погружаясь в которую, он испытывает спокойствие и уверенность. Такое расслабляющее действие воды снимает стресс (в том числе родовой), поднимает настроение, улучшает сон. Таким образом, укрепляется вся нервная система, способствуя естественному психическому развитию малыша.

    Внутренние органы. Активные движения в воде улучшают кровообращение, а когда кровь лучше доходит до органов, они быстрее развиваются. Особо важным представляется польза плавания для:

    • мозга (ускоряются нервные процессы),
    • легких (увеличивается их жизненная емкость),
    • сердечно-сосудистой системы (ее общее укрепление)
    • желудочно-кишечного тракта (улучшается перистальтика кишечника).

    Здоровье. Постоянное купание и плавание действуют закаливающе, формируют стойкий иммунитет к различным, в том числе простудным инфекциям. Не менее важно то, что плавание способствует быстрому выздоровлению во время инфекционных заболеваний и исправлению некоторых состояний, избавлению от травм.

    Интересно!

    Кормление грудью в воде способствует лучшему усвоению молока при некоторых пищеварительных расстройствах. А более интенсивное сосание малышом груди и расслабленное состояние матери улучшают лактацию.

    Массаж. В процессе плавания вода естественным образом массирует кожу и мышцы, расслабляя и способствуя еще более активному кровоснабжению органов. Для младенцев важно также, что вода очищает потовые железы, улучшая таким образом кожное дыхание, которое в этом возрасте доминирует.

    Важно помнить, что все хорошо в меру. Слишком длительные (по несколько часов) занятия с большими нагрузками не только не улучшат здоровья ребенка, но могут даже быть причиной развития хронических заболеваний.

     

    Что такое «раннее плавание»?

     

    По аналогии с понятием «раннего развития», плавание является ранним, когда ребенок начинает заниматься им до трех лет.

    Основано оно на так называемом «плавательном рефлексе», который сохраняется у детей до трех месяцев. Новорожденный ребенок, помещенный в воду, инстинктивно задерживает дыхание и двигает конечностями, пытаясь плыть. Если этим инстинктам не дать угаснуть, то к году малыш научится самостоятельно плавать и даже нырять.

    Примерно в месяц (когда заживет пуповина), можно начинать с ребенком специальные тренировки, направленные сначала на закрепление рефлекса, а затем – на полноценное развитие малыша. Проводятся они поначалу прямо в домашней ванной, а с 3-4 месяцев – в специальных детских бассейнах.

    Анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения.

    Обучение детей раннему плаванию может преследовать различные цели: ускорить развитие ребенка, улучшить его выносливость, повысить сопротивляемость болезням, исправить родовые травмы и врожденные особенности, укрепить нервную систему малыша и много-много других. Какой бы ни была задача родителей, с первого месяца начавших обучать своего кроху плаванию, можно быть уверенным, что, при правильной организации, вреда это занятие не принесет.

     

    Кому показано плавание?

     

    Кроме того, что оно полезно всем здоровым детям, в некоторых случаях плавание назначают в лечебных целях:

    • детям-инвалидам, имеющим отклонения физического и психического характера;
    • детям с родовыми травмами,
    • недоношенным и ослабленным детям,
    • детям с синдромом ДЦП,
    • детям, страдающим аутизмом,
    • детям с диагнозом «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП),
    • детям с некоторыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
    • при гипер- и гипотонусе, рахите, анемии.

    Положительное действие плавания таково, что, к примеру, за два года активных занятий дети с задержкой психического развития (ЗПР) достигают уровня развития здоровых детей; а признаки ДЦП, при условии начала занятий до 6-месячного возраста, практически исчезают к году. Для того, чтобы занятия с такими детьми были эффективными, должны использоваться специальные методики, разработанные для исправления конкретных состояний.

    Кроме того, специалисты отмечают, что дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.

     

    Есть ли противопоказания к плаванию?

     

    Противопоказаний к плаванию очень мало. К ним относят:

    • тяжелые врожденные пороки сердца,
    • различные острые заболевания (пневмония, ОРВИ с лихорадкой) в период обострения,
    • неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром,
    • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей,
    • кожные инфекции,
    • мокнущие диатезы,
    • детский паралич,
    • эпилепсия,
    • глубокая недоношенность.

    Могут не допустить к плаванию недоношенных детей, а также детей с рахитом и железодефицитной анемией.

    Для исключения состояний, не позволяющих заниматься плаванием, перед началом занятий следует проконсультироваться с педиатром, детским невропатологом и ортопедом.

    Интересно!

    Согласно исследованиям, у женщин, которые во время всей беременности регулярно посещали бассейн, рождаются малыши, более способные к освоению навыков плавания.


    Нужны ли родителям специальные знания?

    На первый взгляд кажется, что, раз уж ребенок рождается с рефлексом, позволяющим ему делать попытки к плаванию, в его обучении нет никаких сложностей.

    Действительно, родители вполне могут сами заниматься с малышом, для этого не требуется специального образования.

    Но важно сначала изучить написанную профессионалами литературу на эту тему, а лучше даже проконсультироваться у инструктора по раннему плаванию. Он покажет основные захваты и движения, научит держать и двигать ребенка в воде, объяснит возможную реакцию малыша на те или иные процедуры.

    Если вы ответственно отнесетесь к обучению своего крохи плаванию, это гарантирует вам обоим получение положительных эмоций, которые являются, в конечном итоге, основной целью всех занятий. А неумелые, поспешные действия могут привести к тому, что ребенок, в лучшем случае, откажется от плавания, в худшем – станет испытывать страх, избавиться от которого будет нелегко даже с тренером.

     

    Какие правила нужно соблюдать во время занятий?

     

    Соблюдать гигиену. Чтобы не отвлекаться от обучения, по возможности, приучите ребенка перед занятием отправлять естественные надобности, сморкаться.

    <Не бояться. Если вы чувствуете себя неуверенно в воде или же напряжены по другой причине, лучше не заниматься с ребенком. Малыши очень чутко ощущают состояние взрослых – по голосу, жестам, мимике – и тоже начинают нервничать. Кроме того, при возникновении какой-либо неожиданности не нужно пугаться и сразу вытаскивать ребенка из воды, чтобы своими действиями не закрепить у него страх перед плаванием и водой вообще.

    Быть рядом. На первых занятиях будет лучше, если мама сядет в ванну вместе с ребенком. А когда он привыкнет к воде, будьте просто всегда рядом. В бассейне, занимаясь с двух- или трехлетним ребенком, полезно оставлять его одного, но при этом будьте всегда начеку. Не отвлекайтесь на других людей, на телефон, даже на собственные мысли.

    Проявлять терпение. Нетерпение и гонка за результатом могут привести к переутомлению малыша, к страху перед занятиями. Поэтому старайтесь как можно спокойнее проводить обучение, стимулируйте интерес к плаванию, как можно меньше вмешивайтесь в процесс. И не огорчайтесь, если что-то не получается. Ведь конечным итогом всех занятий должно быть удовольствие и здоровье малыша, а не достижение какого-то результата.

    Не отходить от плана. У вас должен быть план занятий, разработанный специалистами. Такой план учитывает возрастные особенности ребенка и гарантирует при его соблюдении максимальный эффект от занятий. Привнесение в него чего-то нового или перескакивание через занятия может переутомить ребенка, травмировать его психику. Можно лишь нарушить запланированную последовательность материала одного занятия, если ребенок потерял интерес или устал.

    Общаться. Не забывайте о том, что похвала подстегивает ребенка к освоению материала и дает ему уверенность в своих силах. Постоянно говорите с малышом, чтобы он лучше понимал вас, и сопровождайте а упражнения командами («Ныряй!», «Плыви!» и др.).

    Заинтересовать. В первую очередь, занятия должны преподноситься как игра. Приветствуется использование в небольших количествах маленьких плавающих и тонущих игрушек, подобранных в тему занятия. Чем больше разнообразия, тем интереснее и результативнее будут проходить занятия. Специальным образом декорированное помещение и музыкальное сопровождение добавят праздника в ваши уроки.

    Наблюдать за состоянием ребенка. Следя за поведением и настроением малыша, вы сможете предотвратить перегрузку и переохлаждение. Плавания прекращается, если:

    • ребенок в воде проявляет беспокойство, перевозбудился;
    • ребенок устал;
    • у него появились выраженные реакции на переохлаждение в виде «гусиной кожи», мраморности кожного покрова, синюшная окраска кожи;
    • возник кратковременный эпизод остановки дыхания.

    Если переутомление, перевозбуждение и другие состояния повторяются на протяжении нескольких дней, рекомендуется сделать перерыв во избежание формирования у малыша страха перед водой.

    Вести дневник. В нем отмечается поведение ребенка на протяжении урока, появление у него признаков охлаждения, утомления, а также анализируется влияние занятий на аппетит, сон, настроение малыша, его развитие, состояние здоровья.

     

    Почему ребёнок не хочет плавать (боится воды)?

     

    Ребенку первых месяцев жизни страх неведом, и если его не приучать к воде, постепенно он может начать пугаться ее. Это – естественный страх сухопутного животного.

    Дети могут не любить воду по разным причинам. Если младенец начинает кричать при виде воды, то, скорее всего, виноваты в этом родители, которые испугали его неожиданной переменой температуры, допустили перегрузки или банально недосмотрели за малышом. Некоторые добавки могут раздражать глаза и носоглотку малыша, вызывая у него отрицательные эмоции. Это не только входящая в состав водопроводной воды хлорка, но даже морская соль, марганцовка и отвары трав. В некоторых случаях ребенок испытывает волнение не перед водой как таковой, а перед большим ее количеством.

     

    Как помочь ребенку справиться со страхом.

    Если ребенок внезапно испугался в воде, постарайтесь успокоить его, не вытаскивая из воды, иначе закрепится связь воды и чувства страха.

    Если ребенок боится опускаться в наполненную водой ванну или бассейн, поговорите с ним, погладьте, обнимите. И, главное, сами будьте спокойны.

    В некоторых случаях, но не постоянно, оправдано пребывание мамы в ванной вместе с ребенком. Это можно делать до тех пор, пока малыш не почувствует себя в воде достаточно уверенно.

     

    Ошибкой было бы насильное затаскивание ребенка в воду или давление на него, когда он не хочет выполнять определенное упражнение (например, нырять). Еще раз повторю: важнее всего помочь ребенку «подружиться» с водой.

     

    Можно ли использовать круги?

     

    По поводу кругов и вообще поддерживающих приспособлений есть два противоположных мнения:

    1. Поддерживать ребенка можно только руками, чтобы он не привык к тому, что его всегда держат;
    2. Использование специальных жилетов и нарукавников полезно, особенно когда плавать учится уже подросший ребенок.

    Наверно, каждая семья должна решать этот вопрос самостоятельно в зависимости от характера ребенка и возможностей и желаний взрослого.

    В то же время, мастер спорта по плаванию Тамара Анохина категорически не рекомендует использование резиновых надувных кругов, так как в них ребенок привыкает находиться в воде вертикально. Потом бывает очень сложно научить его лежать на воде.

     

    Каким должен быть бассейн?

     

    Оптимальным вариантом являются комплексы бассейнов при детской поликлинике, но хороши и детские бассейны, например, при развивающих центрах. В крайнем случае, уже 6-месячного ребенка можно переводить из домашней ванны во взрослый бассейн, но при условии, что в нем соблюдаются правила гигиены.

    Основным фактором при выборе бассейна должно служит то, насколько добросовестно выполняет свои обязанности медицинская служба. Это касается и слежение за качеством воды, и контроля посетителей. От каждого посетителя должны требовать медицинскую справку и документ, удостоверяющий личность.

    Воду в бассейнах сейчас обеззараживают не только хлоркой, но и озоном, ультрафиолетом, ионами меди и серебра. У каждой технологии есть свои минусы и плюсы. Представляется, что важнее выбирать не технологию очистки, а то, насколько эффективно она проводится в конкретном бассейне.

    Конечно, приятнее приходить в современный, светлый и чистый бассейн. Но не исключено, что бассейн старой постройки будет оснащен отличным оборудованием и хорошей системой очистки.

    Когда разговор идет о детских бассейнах, большим плюсом является имеющиеся в них игрушки и различные приспособления для игр, украшенные цветной мозаикой стены и плавный безлестничный спуск.

    Обратите внимание и на организацию занятий. Идеально, когда занятия проводятся в группах по 5-6 человек и длятся не больше 45 минут.

     

    Как выбрать инструктора?

     

    Инструктор должен обязательно иметь специальное медицинское образование, желательно также, чтобы он имел отношение к физкультуре и спорту. О высоком профессионализме инструктора по плаванию говорит его творческое отношение к делу, знание техники плавания и методов обучения, а также возрастной физиологии и психологии.

    Доверяя своего ребенка чужому человеку, убедитесь в том, что он не навредит!

     

    В какое время лучше плавать?

     

    Стандартно, рекомендуется первая половина дня, не менее чем через час после еды и за полчаса до нее. Но в вопросе выбора лучшего времени следует ориентироваться на активность ребенка и возможности родителей.

     

    Какой должна быть длительность занятий?

     

    Первое занятие с малышом должно проводиться 5-10 минут. Постепенно время увеличивается до 10-15 минут в течение первого месяца обучения и дальше — на 5 минут в месяц.

    К детям более старшего возраста требуется индивидуальный подход, продолжительность занятий в этом случае будет зависеть в большей степени от уровня физической подготовленности и выносливости самого ребенка.

    Для контроля за временем удобно пользоваться песочными часами.

     

    Как часто надо заниматься?

     

    Считается, что в бассейн ходить следует от 2 до 4 раз в неделю. А дома в ванне занимаются каждый день. При плохом увеличении роста и массы тела ребенка количество занятий уменьшается.

    Регулярность занятий важна, потому что приобретенные навыки достаточно быстро утрачиваются. Правда, и восстановить их потом легко.

     

    Как подготовить помещение и ванну?

     

    Перед каждым занятием ванная комната проветривается, а ванна моется горячей водой с детским мылом или содой. Использование чистящих средств недопустимо из-за того, что они могут вызвать раздражение и аллергию.

     

    Какой должна быть температуры воды?

     

    Температура воды подбирается под каждого ребенка индивидуально, ориентируясь на его поведение. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, вода не должна быть холодной. Но чтобы побудить его совершать активные движения, она не должна быть и слишком теплой. Предугадать комфортную для ребенка температуру можно по пристрастиям родителей.

    Обычно начинают с 36-37?C и уменьшают на полградуса в неделю до уровня 30?C для грудничков и ниже – для более старшего возраста. Температура воздуха при этом должна быть не менее 25?C.

    На протяжении всего занятия температуру воды необходимо контролировать. Добавляйте теплую воду, не вынимая из нее ребенка.

     

    Нужны ли добавки в воду?

     

    Как говорилось выше, добавки могут раздражать слизистые, так что лучше ими не увлекаться. Другое дело, если есть рекомендация врача. Тогда плавание – отличный способ применить назначение.

    Важно!

    Часто в воду добавляют морскую соль, которая не только благотворно влияет на организм, но и нейтрализует лишние химические соединения.


    Как возобновлять занятия после перерыва?

    Когда возвращаются к плаванию после болезни, делать это следует очень осторожно, не торопясь. Практически следует начать курс обучения с начала.

    При длительном перерыве в обучении плаванию занятия можно возобновить только после осмотра ребенка врачом и его разрешения.

     

    Можно ли сочетать плавание с дополнительными процедурами?

     

    Часто перед плаванием ребенку делают массаж и занимаются с ним гимнастикой, а заканчивают занятие обливанием. Эти процедуры, безусловно, полезны. И нет в их сочетании с плаванием ничего страшного.. Но только при условии, если они доставляют ребенку удовольствие.

     

    Рекомендуем:

    Детские бассейны Ярославля

    Один комментарий к «Детское плавание в вопросах и ответах»

    1. […] месяца после прокола не рекомендуется купаться в открытых водоемах и бассейне, посещать сауну и […]

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.