• Афиша
  • Справочник
  • Читаем
  • Отдыхаем
  • Наши права
  • Помогаем
  • Ответы мамам
  • Детские книги
  • Самый сложный звук. Как научить ребёнка «рычать»

     

    Звуку [р] всегда уделялось особое внимание. Пожалуй, именно с ним возникает больше опасений и проблем.

    Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребенка должны обладать определенной силой, и сам малыш должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].

    Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребенком пятилетия.

     

    Правильное произношение

    Можно самостоятельно проверить, правильно ли ваш ребенок произносит звук [р]. Попросите ребенка порычать и убедитесь в том, что:

    • рот лишь наполовину открыт;
    • между зубами есть щель;
    • язык распластан «лепешкой», его кончик поднят к альвеолам (бугоркам за зубами), середина языка приподнята, но между ней и небом есть свободное пространство; боковые края прижаты к верхним коренным зубам;
    • голосовые связки участвуют в образовании звука;
    • воздух выбрасывается из легких с силой, заставляя кончик языка вибрировать.

     

    Почему это происходит и как помочь ребёнку

    Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.

    Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.

    В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один раз упражнении следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.

    Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.

    Недостаточное владение языком, неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.

    Слабые легкие, не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребенку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.

    Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьезное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры.

    Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребенок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребенку с произнесением этого сложного звука.

     

    Корректировка

    Ребенку будет легче понять, как правильно произносить [р], если он прочувствует это собственным артикуляционным аппаратом. Помогите ему, используя его или свои пальцы.

    Попросите малыша открыть рот на полтора-два пальца и поднять язык к небу, максимально натянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка в небу. Следите за тем, чтобы пальцы не касались середины языка и «уздечки». Следующей задачей ребенка является выдувание воздуха с максимально возможной силой, при этом надо работать и голосовыми связками.

    Если все сделать правильно, то язык станет толстым, и вы услышите звук, похожий на [тж] или сразу на [тр] ([др]).

    Пусть ребенок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребенок просто поднес руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

    Если не удается добиться результата этим способом, можно прибегнуть к другим. Для корректировки звуков существуют специальные артикуляционные упражнения. Они направлены на усиление артикуляционного аппарата и улучшение работы с ним.

    С помощью упражнений сначала учатся произносить отдельный звук [р], затем в игровой форме автоматизируют его в слогах, после чего переходят к словам. Для этого существуют различные игры, скороговорки, стихи.

    Когда удастся справиться с [р],переходят к его мягкому варианту. Здесь обучение происходит при помощи подражания: долгий [р] соединяют с гласными [и], [я], [е], [ё], [ю] и произносят слоги, растянув губы как бы в улыбке.

     

    Избегайте ошибок

    Хотя некоторые логопеды и рекомендуют родителям самим научить ребенка произносить [р], но следует быть внимательными, чтобы в последующем не потребовалась помощь логопеда.

    Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребенок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким небом или «язычком», звук получится неправильным. У ребенка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

    По той же причине не учите ребенка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

     

    Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.

     

    А ещё вам может быть интересно:

    Логопеды в Ярославле

    Развитие речи в игре

    Комментариев (6) к «Самый сложный звук. Как научить ребёнка «рычать»»

    1. Лиана:

      Здравствуйте, а если язычок уже вибрирует, слышится звук р, но сам ребёнок произносить отказывается, что делать?

      • Может быть, стоит просто подождать, когда ребёнок почувствует уверенность в своих возможностях?

        Или попробуйте проконсультироваться у логопеда.

    2. Екатерина:

      Здравствуйте! У меня дочка 6 лет после долгих занятий научилась чётко выговаривать р, а вот рычать у неё не получается. Как научить? Спасибо.

      • Екатерина, просто дайте дочке время — и рычать научится. Главное, что сам звук уже получается )

    3. Алина:

      Здравствуйте!Мне 12 лет а я все еще не могу говорить букву р что мне делать?

    Оставить комментарий



    Представленная на сайте информация не заменяет очную консультацию специалиста, который может рекомендовать другое лечение, основываясь на индивидуальных особенностях.